Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

История о реке

Опубликовано 20.12.2016

Конспект образовательной деятельности по развитию экологических представлений в старшей группе.

Цель: формировать представления о красоте природного мира, о положительном воздействии человека на этот мир; воспитывать чувство сопереживания природе, бережное отношение к ней; учить детей устанавливать зависимости между действиями человека и положительными и отрицательными изменениями, происходящими в природе вследствие этого.

Цель опыта: познакомить со свойствами воды (вода без цвета, без запаха, легко загрязняется, но трудно очищается).
Оборудование: конверт с письмом, ребусы (слова “карась”, “утка”, “стрекоза”), фланелеграф, плоскостные изображения рыбок, камышей, стрекоз, уток, карася, солнца, силуэтов людей (чёрного цвета с опущенными руками вниз – 3штуки, жёлтого цвета с поднятыми руками вверх – 3штуки), две шерстяные нити (одна белая, одна чёрная), грамзапись “Шум моря”.

Оборудование для опытов: на каждого ребёнка три стаканчика: один стаканчик с чистой водой, один стаканчик с “грязью” (разный мусор), один стаканчик пустой; лист фильтровальной бумаги, простой карандаш, бумага, белый халат для работ в лаборатории.

Ход занятия

Дети рассаживаются на ковре. Воспитатель неожиданно спрашивает:
- Дети, чей это красивый мешочек лежит в приёмной на кабинке?
Дети: Какой мешочек? Мы не знаем, чей это мешочек.
Воспитатель: Давайте, ребята, посмотрим. В мешочке лежит конверт с письмом. Что же в нём написано?
“Дорогие дети! Мы жители одной станицы. Мы хотим вам рассказать историю, которая произошла с нашим домом. А что это за дом вы догадаетесь, если правильно разгадаете ребусы и узнаете кто мы”.
Дети выполняют задание “Разгадай ребус” (по первым звукам картинок составить слова: “карась, “утка”, “стрекоза”).
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что за дом, в котором живут карась, утка, стрекоза?
Дети: Это водоём.
Воспитатель: А какие водоёмы вы знаете?
Дети: Море, океан, река, озеро, болото.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, какой из этих водоёмов подходит больше для жизни карася, утки, стрекозы?
Дети: Река.

Воспитатель: Правильно, ребята. Этот дом называется рекой. А сейчас давайте послушаем историю о реке.
“Жило-было одна  река (на фланелеграфе выкладывается белой нитью контур реки). Вода в ней была прозрачная. Если посмотреть в неё, можно увидеть, как резвятся рыбки – яркие, серебристые (выкладываются изображения рыбок). Поэтому реку называли чистой.
Вокруг реки рос камыш (прикрепляется изображение камыша) – высокий, стройный, красивый. Над камышом летали большие зеленоглазые стрекозы (прикрепляется изображение стрекозы). Одна из них была очень весёлая и озорная.

Каждую весну на реку прилетали птицы – утки. Они вили в камышах гнездо, а летом в этом гнезде появлялись малыши-утята.
Глубоко на дне реки жил старый карась (прикрепляется изображение карася). Он был очень большой и умный. Он всё знал. Озорные жители – рыбки, утки, стрекозы – уважали его.

Солнышко своими лучами согревало реку. Все вокруг любили чистую реку и заботились о ней.
Но вот однажды пришли к реке нехорошие люди (выкладываются на фланелеграфе силуэты людей – чёрные). Их сердце было закрыто на замок и никого не впускало. Эти люди решили, что  река теперь принадлежит им. Они построили на берегу реки огромный дом (выкладывается чёрной нитью силуэт дома). В этом доме никто не жил, у него была большая труба, а оттуда в реку стекала грязь чёрная – чёрная.

Маленькое река заболела – она стала совсем чёрной. Думали-гадали друзья реки: что же делать, ведь злые люди совсем погубят её. Рассердился старый  карась на этих людей, хлопнул по дну хвостом, поднялась большая волна и разрушила дом. Дом-то разрушила, да вся грязь от него и чернота попали в реку (разбирается дом и загрязняется река чёрной ниткой). Поняли все обитатели реки, что без солнца не обойтись, не справиться с бедой.

Посылает солнышко свои лучики по всему миру: может, попадут они в добрые сердца людей, а они помогут реке. И, правда, нашлись такие люди (снять чёрные силуэты людей и выложить жёлтые). Их сердца были открыты, пришли на помощь. Утки, стрекозы, карась, солнышко и добрые люди долго чистили реку. Трудная была эта работа, но все вместе справились.

Стала река опять чистой. Друзья заботились о ней. Теперь рядом были добрые люди с открытыми сердцами. Они заботились о реке, оберегали её и любили все вокруг”.
Вот такая была история. А сейчас давайте немного отдохнём.

Физминутка
Утки летят, крыльями машут.
Нагнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Очень бесшумно на воду садятся.
Воспитатель: Ну, вот мы и отдохнули, а сейчас давайте немного побеседуем. Скажите, пожалуйста, почему реку называли Чистой? Кто жил в глубине реки? Кто прилетал на реку каждую весну? Что сделали злые люди? Кто помог реке? А если бы вы услышали зов о помощи, помогли бы вы реке? Часто ли вы выезжаете со своими родителями на природу? Давайте вспомним с вами как нужно вести себя на природе.

Дети: Не бросать мусор, перед отъездом костёр потушить, мусор закопать, пластиковые пакеты и бутылки забрать с собой, потому что природа не сможет их переработать.
Воспитатель: Молодцы, дети! Вы хорошо знаете правила поведения в природе. Сами знаете и другим расскажите. А сейчас я приглашаю вас в лабораторию. Оденьте свои рабочие халаты. Для чего мы одеваем халаты? Займите свои места. Сегодня мы проведём опыты с водой. Возьмите в руки баночки с водой. Посмотрите на воду и скажите, можно ли через неё что-нибудь увидеть?

Дети: Да.
Воспитатель: Значит, какая вода на ваш взгляд?
Дети: Чистая, прозрачная.
Воспитатель: А какого цвета вода?
Дети: У неё нет цвета.

Воспитатель: А теперь поднесите баночку с водой к своему носу, понюхайте воду? Что можно сказать?
Дети: У неё нет запаха.
Воспитатель: А сейчас возьмите баночку с “грязью” и налейте в баночку с чистой водой. Что случилось?
Дети: Вода стала грязная, мутная, через неё плохо видно.
Воспитатель: Вы правильно заметили, точно такой же стала вода в Чистой реке после прихода злых людей. Сейчас мы попробуем воду очистить. У вас есть специальная бумага, называется бумага – фильтровальная, от слова “фильтр”. Как называется бумага?
Дети: Фильтровальная.

Воспитатель: Давайте свернём бумагу кулёчком и пропустим воду (грязную) через фильтровальную бумагу. Что вы заметили?
Дети: Вода стала немного чище, на бумаге остались кусочки грязи.
Воспитатель: Дети, какой вывод можно сделать?
Дети: Воду испачкать легко, а очистить трудно.
Воспитатель: Давайте зарисуем результаты опыта. Чтобы нам не пришлось очищать воду, ведь это сделать очень трудно, как мы убедились из опыта, воду нужно беречь: будь то вода из озера или крана. Дети, а сейчас послушайте домашнее задание: нарисуйте, какой бы хотели видеть нашу родную реку. Как называется река, которая протекает через нашу станицу?

Дети: Убин.
Воспитатель: Дети, работа в нашей лаборатории подошла к концу, наведите порядок на своих рабочих местах, снимите халаты.
Включается фонограмма.

Воспитатель: Дети, я приглашаю вас на берег моря с прозрачной, ласковой, светящейся от солнца водой (все рассаживаются на ковре, на колени и на пятки). Представьте, что вы расписной кувшинчик, из которого нужно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой. Давайте “выльем” из кувшинчика то, чего не должно быть там сейчас: боль, обиду, злобу (дети медленно наклоняют голову к полу). А сейчас “набираем” чистой водицы. Вот у кого-то появилась улыбка на лице. Поделитесь улыбками друг с другом. Молодцы, я надеюсь, что у вас всех хорошее настроение!

Дети, а ведь мы не всё из таинственного мешочка достали, в нём ещё кое-что есть. Посмотрим?
Воспитатель достаёт из мешочка коробочку с угощением.
Дети, а ведь жители озера прислали вам гостинец: конфеты “морские камешки”. Угощайтесь и не забывайте о них!