Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Как солнышко помогало весне

Опубликовано 13.04.2016

Конспект образовательной деятельности по развитию речи и подготовке к обучению грамоте со здоровьесберегающими технологиями  в старшей группе.

Цель:
 обогащать словарный запас детей.
 Задачи:
- Уточнять и расширять представления о перелётных птицах, весенних изменениях в природе.
- Учить составлять рассказы по опорным картинкам.

- Формировать образную речь (подбирать сравнения, эпитеты).
- Показать элементы здоровьесберегающих технологий, используемых в работе с детьми.

Материал. Письмо. Карточки с изображением лампочки, костра, солнца; характерных признаков весны; перелётных птиц. Плоскостное изображение дуба с распускающимися листьями. Круг из жёлтой бумаги с прикреплёнными к нему одним концом жёлтыми лентами. Вырезанные из жёлтой бумаги солнышки. Аудиозапись «Журчание реки» и «Голоса птиц».

Ход занятия
Воспитатель. Сегодня утром на столе в группе я обнаружила письмо. Наверное, оно пришло от лесовичка. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Да вот беда: убрала письмо, а куда – не помню. Помогите мне его найти! (дети находят на одной из полок письмо.)  (Воспитатель предлагает всем сесть и читает письмо).
«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в письме лежат карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Солнце) Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?

Игра «Сравни и назови»
Солнце жёлтое, как (одуванчик).
Солнце круглое, как (мячик).
Солнце ласковое, как (мама).
Сказка закончилась? (нет). Как же солнышко помогало Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвёл яркими красками? Давайте прислушаемся. Может, звуки нам помогут? (аудиозапись «шум журчащей реки»). Что вы услышали? (Шум, журчанье реки.) Верно. Посмотрите, а в конверте есть ещё карточки. (Карточки с изображением ранней весны).  Давайте продолжим, а карточки нам помогут.
Дети. Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой
Воспитатель. А что же было дальше? (Выставляется карточка с изображением ветки с лопнувшими почками.) На деревьях набухли почки, начали распускаться листья. (Выставляются карточки с изображением первоцветов и молодой травы).
Дети. Появились первые цветы, начала зеленеть трава.
Воспитатель. У нас под дубом тоже выросли цветы. (карточки ставятся под дуб). Назовите их. (Примула, Медуница, мать-и-мачеха, ландыш).
«Нарисуй то, о чем мы говорили».
Воспитатель. Появились насекомые. Какие? (Бабочки, муравьи, комары). Как вы думаете, кто обрадовался тому, что появились насекомые? (Птицы). Давайте представим, что мы в лесу, где очень тихо. Закройте глаза и послушайте. (Аудиозапись «Голоса птиц») Что вы слышите? (голоса птиц) Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (Перелётные).

Игра «Хорошо-Плохо»
Что хорошего в том, что птицы улетают от нас?
 ( У нас холодно, а на юге тепло. Голодно, а на юге насекомые круглый год.)
Что плохого в том, что птицы улетают от нас? ( мы не видим птиц, не слышим их пения. Многие птицы погибают в пути на юг.)
Воспитатель: (картинки с изображением перелётных птиц прикрепляются к дубу).  Посмотрите на нашем дубу сидят птицы. Каких перелётных птиц вы знаете? Чем занимаются птицы, когда возвращаются домой?
А что происходит с деревьями и кустарниками к концу весны? (Начинают цвести)
Ну, вот и разложили все карточки по порядку.
Физминутка «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты.
Ветер дунет иногда,
Только это не беда.
Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки.
А потом опять встают
И по- прежнему цветут.

А сейчас все вместе продолжим сказку «Как солнце Весне помогало».

Дети: Солнце греет ярче, чем зимой. Почки деревьев набухают и лопаются, появляются листочки.  Распускаются первые весенние цветы. Начинает зеленеть травка. С юга возвращаются перелётные птицы. Они проверяют старые гнёзда и строят новые. Птицы откладывают яйца, чтобы высиживать птенцов. Зацветают деревья: ива, яблоня, сирень.
Воспитатель: А теперь, ребята давайте с вами нарисуем подарок для Весны, составим красивые узоры в тетрадях. Но сначала проведем пальчиковую гимнастику
«Цветы»

Посадили в землю зернышко, ("положите" в ладонь ребёнка «зернышко»)
На небе выглянуло солнышко.
Свети, солнышко, свети! (сжимаем кисти и по очереди разжимаем)
Расти, зернышко, расти! (ладони соединить вместе и поднимать руки вверх)
Появляются на стебельке листочки, (соединить ладони, пальцы один за одним соединить с большим пальцем и одновременно на двух руках)
Распускаются на стебельке цветочки, (сжимаем кисти и по - очереди разжимаем)

Работа в тетрадях.
Воспитатель:  Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна? (Солнце поднимается выше, свети ярче и сильнее) Приглашаю всех пройти на лужайку и сесть в кружок.

Скажите, вы любите весну? Сейчас каждый из вас будем говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно. К письму были приложены маленькие солнышки. Это добрый лесовичок благодарит вас за то, что вы помогли Весне победить.