«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». ( Л.Н. Толстой.)
Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 21 станицы Азовской муниципального образования Северский район.
Актуальность темы:
Актуальность данного проекта обусловлена социальной значимостью духовно- нравственного развития личности ребёнка, когда его восприятие открыто к формированию духовно-нравственных ценностей. Особую актуальность данная задача приобретает в условиях внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.
см. презентацию Проекта « Моя семья – моё богатство»
Проект « Моя семья – моё богатство» ориентирует на взаимодействие с родителями: родители участвуют в его реализации, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка, чтобы не упустить важнейший период для развития его личности . Родители активные участники образовательного процесса, участники всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует. Работа в условиях реализации новых ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребёнка дошкольного возраста.
Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствуют формированию патриотизма, культурно-ценностных ориентаций, духовно нравственному развитию.
Участники: родители и дети подготовительной группы.
Интеграция областей: социально – коммуникативная, познавательное развитие.
Длительность: сентябрь-октябрь.
Вид проекта: познавательно – исследовательский, творчески-продуктивный.
Цель проекта: воспитывать любовь и уважение к семье ,как к людям, которые живут вместе ,любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Задачи:
1. Дать представление о понятиях «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие».
2. Дать понятие о русских семейных традициях , семейных реликвиях ,о распределении семейных обязанностей .
3. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
5. Укреплять детско-родительские отношения.
Формы (организация) проведения: взаимодействие с детьми и родителями.
Прогнозируемый результат:
1. Расширение представления детей о родственных отношениях, о своих родителях.
2. Установление доверительных детско-родительских отношений.
3. Правильно называть родственные отношения.
4. Заинтересованность родителей в продолжение сотрудничества.
Этапы реализации проекта:
1. подготовительный.
2. основной.
3. заключительный.
Реализация проекта:
1 этап: Подготовительный.
цель |
задачи |
Форма работы с родителями |
Форма работы с детьми |
сроки |
||
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в области детско-родительских отношений. |
Дать родителям возможность поделиться опытом взаимодействия с детьми, уточнить и расширить представление детей о семье. |
Анкетирование |
Наглядно – тестовая информация: буклеты, фото стенды. |
сентябрь |
||
2 этап: Основной этап. |
||||||
Способствовать более тесному детско-родительскому контакту. |
1 . Оказать психологическую поддержку родителям и детям. 2. Расширить представление детей о родителях и родственных отношениях. |
1. Посещение на дому, помочь воспитателям установить контакт с ребёнком, познакомиться с условиями жизни. 2. Конкурс детских рисунков. 3.оформление газеты « Моя семья». 4.Заучивание пословиц и поговорок о семье. 5.Семеный конкурс « Герб моей семьи» - формировать ценностное отношение к себе и своим близким. |
Сентябрь
Сентябрь Октябрь Сентябрь-Октябрь |
|||
|
|
5.Составление генеалогического дерева. |
|
Октябрь |
||
6.Оформление альбома «Семья» |
|
Октябрь |
||||
|
|
|
7.Д\И «Назови правильно» формировать представление детей о родственных отношениях в семье: каждый из них одновременно сын, дочь, внук, брат…; « У кого сегодня день рождения», « Кто ты для бабушки?». |
Сентябрь |
||
|
|
8.Беседа: « Моя дружная семья». 9.Пальчиковые игры. |
Сентябрь |
|||
|
|
|
10. Сюжетно –ролевая игра «Семья». 1 этап: Наблюдение ухода за детьми в мл. группе; наблюдение за прогулкой мам и детей. 2 этап: занятие по конструированию - предложить построить своими руками мебель для кукол, спеть колыбельную песню. 3 этап Чтение худ. литер.: А.Барто «Младший брат», Благинина « Бабушкина забота». |
Сентябрь- Октябрь |
||
3 этап: Заключительный. |
||||||
Подведение итогов : воспитание любви к своим родителям, родственникам. |
Оценить динамику. Распространение семейного опыта детско-родительских отношений. |
1.Анкетирование. 2.Оформление книги « Семейная летопись». |
Октябрь |
|||
Презентация проекта |
|
|
|
Результативность реализации проекта « Моя семья – моё богатство».
По результатам разработки и проведения обследования показали, что у детей отсутствуют чёткие представления о понятиях « семья», члены семьи». Наблюдались неточные знания истории своего рода и семьи. В семьях не были сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как один из ценностей семьи. Родители не всегда выслушивали мнение родителей, отсутствовало доверие и уважение между членами семьи. Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, её прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявилось эмоционально- положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще стало чаще возникать желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявления семейных реликвий).
Вывод: Взаимодействие с семьёй в соответствии с ФГОС позволило обеспечить оптимальные условия для осуществления образовательной деятельности в условиях ДОУ, где родители, становясь активным участником общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя хорошими мамами и папами, поскольку вносят свой вклад и приобретают всё новые умения. Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования. Так, постепенно и появляется главный результат социального партнёрства – не отдавать ребёнка на хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами детского сада для всестороннего развития личности ребёнка.