Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Путешествие в страну цифр

Опубликовано 09.12.2016

Конспект образовательной деятельности по математическому развитию в подготовительной группе.

Цель: обобщающее занятие
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей по пройденным темам; 2. Продолжить работу по формированию пространственно-временных представлений у детей: «слева», «справа», «посередине», «вверху - внизу», «за», «перед». Учить ориентироваться на листе бумаги.

3. Развивать внимание, логическое мышление, творческие способности, воображение, математическую речь.
4. Воспитание самостоятельности, интереса к изучению математики.

Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие  – мы отправляемся в путешествие  в одну загадочную страну.  Но для  начала давайте улыбнемся друг другу – в путь ведь отправляются в хорошем настроении.
Хотите  узнать, куда мы отправимся? Отгадайте  загадку:
Она — царица всех наук,
Без нее мы — как без рук.
Научит думать и решать,
И много действий совершать. (Математика)

Итак, ребята, вы правы! Мы с вами отправимся путешествовать по волшебной стране под названием Математика. Путь наш будет непрост, но интересен. Вы готовы? Тогда отправляемся!

Откройте  глазки! Перелёт закончен. (включается музыка).
Ребята, а на чем же мы с вами будем  путешествовать? Чтобы это узнать, нам надо соединить прямой линией все точки, не пропуская ни одной, на листе бумаги, который лежит перед вами. Готовы? Приступаем.

Что же у вас получилось, ребята? (машина). Вот на этих волшебных машинах мы и будем путешествовать по Математике. Но он, как и любой другой транспорт, не сдвинется с места, если у него не завести мотор. А помогут нам в этом волшебные кнопочки по бокам машины, на которые надо нажать, чтобы завелся мотор у машины. Вот они! Наша задача – их правильно раскрасить: правую – красным цветом, а левую – зелёным. Раскрасили? Тогда жмем пальчиком на них. А теперь проверьте: завелся ли мотор у вашего соседа. (Дети переходят на следующую станцию).

Итак, мы с вами едим на машине.  Путешественники в  пути, чтобы не было скучно, рассказывали интересные  истории из жизни  или сказки, решали увлекательные  задания и головоломки. Вот и сейчас, чтобы не скучать, мы будем отвечать на весёлые вопросы. Если вы хотите ответить, то должны не выкрикивать, а поднять руку.
- Сколько дней в одной неделе?
- Как называется первый из них? Средний? Последний?
- Сколько пальцев на одной руке?
- Сколько месяцев в году?
- Какой из них год начинает? Какой заканчивает?
- Сколько часов в сутках? А минут в часе?
- Что наступает раньше: утро или вечер?
- Сколько углов у треугольника? А у двух треугольников? А у двух кругов?
- Что может быть высоким?  Узким?

Ну вот, вопросы наши закончились. Ой, ребята, посмотрите! Вот мы с вами и приехали в математическую страну. Первый город этой страны, который мы посетим, называется «Весёлый счет», его жители – цифры. Выбежали они из своих домиков и растерялись. Давайте поможем им найти свое место. (работа с числовым последовательностью 1-20)
С чего начинается числовой ряд? (С 1). Почему это число первое? (Самое маленькое из всех).

Назовите  самое большое число. (20). Чем оно отличается от других чисел ряда? (Двузначное)
Назовите  число, соседи которого – числа 4 и 6. (5)
Если  это число уменьшить на 1, то какое число получится?  (4) Как мы можем его назвать по отношению к 5? (предыдущее). А 5 по отношению к 4? (последующее)
Назовите  последующее число для числа 7. (8) А предыдущее? (6)

Мы с  честью справились со всеми заданиями  и помогли жителям города. Двигаемся  дальше! (дети маршируют, переходя на следующую станцию).  Теперь наша дорога проходит через лес. Ой, кто же это плачет? (Муха-цокотуха). Она пригласила на День своего рождения гостей, но забыла, сколько.  Давайте ей поможем посчитать! (Дети выполняют задание и записывают результаты).

Ребята, вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Сейчас  немного отдохнём
И дальше думать мы начнём.

Физкультминутка:
Улыбнись
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Упражненье повтори

(Дети вместе  с воспитателем выполняют движения  под счёт)
Вот мы немного отдохнули, теперь пора двинуться  дальше. Идем! (переход на следующую станцию) Ой, ребята, мы попали в какой-то необычный лес. А вот на поляне стоит избушка – зайдем в нее. Вот это да! Везде развешаны какие-то непонятные картинки, схемы и модели. Ребята! Мы же попали в избушку Бабы Яги.  А вот и она сама (показ иллюстрации или слайда) – говорит, что не выпустит нас, если мы не сумеем справиться с ее задачками. Все они будут непростые, заколдованные, как, например, вот эта схема:
Что на ней изображено? (Яблоки). Сколько  их? (4). Можно ли по этой схеме составить  задачу? (выслушать несколько вариантов).
Например: Сестрице Аленушке Яблонька подарила 4 яблока, но когда она побежала искать своего братца Иванушку, то выронила одно. Сколько осталось?
Давайте запишем решение задачи (один ребенок  записывает у доски):
4-1 = 3.

Что означает число 4? (сколько было). А число 1? (сколько выронила). А число 3? (столько  осталось). Почему выбрали знак «минус»? (потому что в результате стало  меньше). Прочитайте эту запись разными  способами. («4 минус 1 получится 3»; «если  от 4 отнять 1, то получим 3» и т.д.)
Следующую задачу Баба Яга нам сама задает:
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели,
Пять румяных, наливных,
Один с кислинкой,
Сколько их?
О чем  говорится в задаче? (о яблоках). Что о них известно? (их было 5 румяных  да 1 с кислинкой). Что надо узнать? (сколько всего).
Давайте запишем решение задачи на доске. (запись ведёт ребёнок)
5+1 = 6

Почему  вы выбрали для записи именно знак «плюс»? (потому что нам нужно  найти, сколько было всего, т.е. соединить  части и получить целое). Прочитайте запись.
Назовите  части, которые вы соединили. (5 и 1). Что  получилось? (6).
А как  еще можно получить это число? Возьмите карточки и покажите! (2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 6 и 0,  6 раз по 1) Молодцы!
Мы с  вами выдержали испытания Бабы Яги, но она, хитрая, не захотела нас просто так отпускать, поэтому завела в  запутанный лабиринт.
Из каких  геометрических фигур он состоит? (квадраты, ромбы, треугольники)
Чтобы нам отсюда выбраться, нужно посчитать  количество квадратов. (7).

Мы уже почти свободны, но, чтобы выбраться, нам нужно найти лестницу.
Чтобы ее найти, нужно её нарисовать! Перед вами лежат листочки: справа мы обведем прямой линией точки и получим точно такую же лестницу, как и слева.
Покажите, что  у вас получилось!
Мы с вами много рисовали и писали в путешествии, поэтому наши пальчики устали. Давайте их разомнем!

Физкультминутка с пальчиками.
Белки-непоседы»
Раз, два, три, четыре, пять,
 Пришли к нам белки поиграть.
 Одна куда-то ускакала,
Четыре белочки осталось,
А теперь скорей смотри:
 Их уже осталось три.
 Ну и ну, какая жалость,
 Только две у нас осталось.
 Эта новость так грустна,
 Осталась белочка одна,
 А пока мы их считали,
Белочки от нас сбежали.

(Дети выполняют  упражнение, имитируя  действия, указанные в речевке).
Вот и  наше путешествие подходит к концу. Нужно возвращаться, дома нас уже  ждут.
Но ваше путешествие  в мир знаний не закончилось и будет продолжаться еще очень долго. А путеводителем в этом нелегком, но таком нужном и интересном пути, будет ваша учительница в школе.
Желаю успехов  в учебе,
Сейчас это главный ваш труд.
И к знаниям легкой дороги,
Удачу они принесут!