Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Ребёнок за столом

Опубликовано 08.11.2016

Методическая разработка по формированию культурно – гигиенических навыков с применением здоровьесберегающих технологий.

«Культура поведения за столом»…пожалуй, каждый родитель рано или поздно задумывается над этим вопросам, ведь организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом. Знакомство с ним позволяет ребенку быть уверенным в себе, правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении.

Цель: формирование навыка культуры поведения за столом.
Задачи работы  по обучению столовому этикету
Питание в детском саду
Организация питания воспитанников детского сада включает в себя привитие культурно-гигиенических навыков, которые усваивают ребята в детском саду.
Задачи
Во второй младшей группе детей, учат  есть  самостоятельно  и опрятно;  держать ложку в правой руке, необходимо, чтобы дети привыкли хорошо пережевывать   пищу  с закрытым  ртом;  пользоваться  вилкой,  без напоминани
взрослых; вытирать губы и пальцы салфеткой, учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, каша, бутерброд, запеканка и др.)
познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая); учить  сервировать стол к чаю; выходя из-за стола, благодарить и тихо задвигать стул, а после еды полоскать рот водой; привлекать внимание к заданному взрослым образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей);

В средней группе продолжать учить сохранять правильную позу во время еды; дети приучаются правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, во время еды брать пищу понемногу, есть бесшумно, а также самостоятельно полоскать рот водой; совершенствовать умение пользоваться ложкой, вилкой, бумажной салфеткой; учить способам общения за столом, демонстрировать специальные речевые формулы («Подай (подайте) пожалуйста»,
«Будь добр (будьте добры), передай …), «Спасибо», «Пожалуйста», «Благодарю»); знакомить с тем, что, как и чем едят (печенье, конфеты, ягоды, фрукты из компота, варенье, вареное яйцо, сосиски, омлет, пирожки);
-    расширять знания о сервировке стола (завтрак, обед, чаепитие) и столовых приборах (пирожковая тарелка, нож, десертная ложка);
-    формировать эстетическое отношение к сервировке стола, упражнять в умении украшать стол (вазочки с цветами, разные виды салфеток и т. д.)

Для детей старшего дошкольного возраста задачи более сложные, наряду с гигиеническими навыками дошкольники знакомятся с правилами этикета. В старшей группе ребенок садится за стол в опрятном виде, причесанный, с чистыми руками, ест аккуратно, умеет пользоваться салфеткой, сохраняет правильную позу за столом, не мешает соседям, а при необходимости оказывает им помощь; совершенствуют умение пользоваться столовыми приборами (салатная вилка, салатный нож, вилка для лимона, щипчики для сахара и др.); учат различным видам сервировки стола, приемам складывания тканевой салфетки; продолжать знакомить с тем, что, как и чем едят (виноград, ягоды, бананы, рыба, оладьи и др.); совершенствовать навыки общения за столом (упражнять в использовании речевых формул, учить выбирать тему разговора, поддерживать дружескую беседу, внимательно слушать говорящего); роль ведущего по- прежнему исполняет взрослый, но к этому уже могут подключаться и дети; формировать умение подбирать скатерти и салфетки, посуду, элементы украшения стол; развивать эстетическое восприятие и эстетический вкус; упражнять в различных способах украшения стола (изготовление специальных украшений для стола – новогоднего, к 8 Марта и др.)
В подготовительной группе все  эти  навыки  совершенствуются и  закрепляются; привлекать внимание к заданному взрослым образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей); совершенствовать умение сервировать стол в соответствии с ситуацией (обед, ужин, чаепитие, день рождения, Новый год и др.); совершенствовать теоретические знания о том, что, как и чем едят( лимон, арбуз, дыня, сгущенка, сливы, апельсины, блины и др.), и соответствующие  практические навыки; формировать эстетический вкус, обращать внимание на красоту правильно сервированного стола, (вазочки, подставки, кольца для салфеток, именные таблички и др., вызывая ответный эмоциональный отклик;

Культура питания в детском саду— наука, необходимая в современной жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей и младших воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно,   вкусно,    красиво    и,    самое    главное,    аккуратно    питаться.    Уроки этикета начинаются уже в младшем дошкольном возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.

Правила сервировки стола

В нашем детском саду детей учат питаться на классический, европейский манер — вилка в левой руке, нож — в правой. Исходя из этого сервируют столы. Вилки дают детям начиная со средней группы (с 4-х лет), а ножи — со старшей группы (с 5 лет). В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному. К завтраку сервируется следующим образом: на середину ставят вазочку с цветами, хлебницу с хлебом, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца. Затем раскладывают вилки, ножи и ложки. Вилка-с левой стороны, нож- справа, ложка параллельно краю стола. Питье наливает взрослый, когда съедено основное блюдо и убрана тарелка. Чай или кофе обслуживающий персонал разливает на отдельном столике и по мере надобности подносит детям. Это необходимо, чтобы питье не остывало раньше времени. Основное блюдо подают ребенку только тогда, когда он сядет за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Подают и убирают посуду слева от сидящего ребенка.

К обеду стол сервируют сходным образом, но компот разливают заранее, рядом с ножом кладут столовую ложку. Разливает суп младший воспитатель.
Категорически запрещается оставлять использованную посуду. Стол должен быть всегда опрятным.
К уплотненному полднику стол сервируют так же, как и к завтраку. Не подается только масло. Другое важное требование, предъявляемое к персоналу и педагогам,
—    не создавать своими действиями и словами напряженную обстановку, когда едят дети. Взрослые должны помнить постоянно о том, что дети только вступили в этот мир и многого еще не умеют. Приучая их к хорошим манерам, следует снисходительно относиться к промахам, не порицать и не торопить. Манерам нужно обучать непринужденно, спокойно и лучше всего собственным примером, приходя на помощь всякий раз, когда ребенок испытывает затруднения.
Хлеб ставим на середину стола в хлебницах, нарезав его на небольшие куски (20
—25 г). Кусков в хлебнице всегда больше, чем детей за столом. Каждый может есть сколько хочет. Дети 5—6 лет принимают участие в накладывании хлеба в хлебницы. Учим делать это двумя вилками: одну подкладывать под кусочек хлеба, другой поддерживать его сверху. Дети прекрасно с этим справляются и очень любят эту работу. Если они не успевают положить весь хлеб в хлебницу, им помогает няня. Брать хлеб из общей хлебницы, учим детей указательным и большим пальцами, так же держать его и во время еды, а не в кулаке. Руку с хлебом всегда держать над столом, а не опускать вниз. Приучаем детей во время еды, держать обе руки согнутые в локтях на столе. Ноги имеют опору и стоят на полу.

Прием пищи

Такие блюда, как мясные и рыбные котлеты, творожные запеканки, разные запеканки, даем детям в неразрезанном виде (это возбуждает аппетит, влияет на выделение желудочного сока), учим их отделять ребром вилки по кусочку и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию.

Полностью разрезать порцию приходится только малышам, которые сами с этим на справляются. Учим детей есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром: кусочек котлеты, мяса или рыбы и много гарнира. Если детей не учить есть мясные, рыбные и другие блюда с гарниром, они большей частью съедают раньше гарнир, а затем котлету или рыбу.Сосиски, сардельки в младшей группе подаем в разрезанном виде, пяти-шестилетние дети разрезают их сами. Также подаем в разрезанном виде огурцы и помидоры. Если не разрезать, дети берут их руками.

Постепенно воспитанники начинают привыкать есть культурно, и уже сами просят разрезать им то или другое кушанье.
Пирожки, ватрушки, печенье, пряники мы ставим на середину каждого стола в общих тарелках или хлебницах. Учим детей брать, не выбирая, тот пирожок, печенье, что лежит ближе к ним. Учим детей, пить молоко, чай, кофейный напиток или другие напитки небольшими глотками, чтобы они одновременно заканчивали пить и есть. Если их не учить этому, то они сначала выпивают жидкость, а потом едят всухомятку то, что дано к ней, и, конечно, едят с трудом. Очень аппетитно выглядит суп, посыпанный зеленым луком. Аппетитнее пища, когда она посыпана укропом, петрушкой. Одним из условий, необходимых для создания благоприятной обстановки во  время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время питания.

Взрослые (младший воспитатель и воспитательница) разговаривают друг с другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с питанием детей. Никаких бесед друг с другом не должно быть. Не следует делать замечания всем детям сразу. Не следует торопить детей словами: «ешь скорее», «доедай скорее», лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом. Постепенно воспитанники привыкают есть культурно.

При проведении завтрака, обеда дети спокойно могут обратиться с просьбой к воспитателю, младшему воспитателю помочь разрезать, дать добавку; посоветовать товарищу взять корочку — «помогалочку», а не трогать пищу пальцами, самому напомнить товарищу, если неправильно держит ложку, а не кричать: «Вова неправильно держит ложку!» Других разговоров во время еды мы не должно быть.

«Красивая сервировка стола не только способствует возбуждению аппетита, но и создает у детей доброжелательный настрой по отношению друг к другу». Поэтому надо не просто стремится эстетично оформить столик, но и время от времени разнообразить это оформление, чтобы детям интересно было его рассматривать, для каждого времени года изготовляются специальные салфетницы.

Зимой стол сервируется в бело-голубых тонах, и салфетницы украшаются снежинкой. Летом снежинку сменяют кувшинки из салфеток, а осенью салфетницы превращаются в грибы.

Можно обучать детей искусству сервировки стола, используя дидактические игры, если подходить к проблеме с умом, можно решить сразу  несколько педагогических задач.

Вот пример, для того чтобы дети усвоили последовательность и порядок расстановки столовых предметов, необязательно сразу пускать в ход настоящую и даже игрушечную посуду. Можно использовать значки-символы. В ходе игры эти значки играют роль предметов-заменителей, которые, в свою очередь, стимулируют развитие детского воображения.

Можно не спешить сообщать детям, что те или иные круги будут играть роль определенных тарелок, и превратить это в задачу: «Представим себе, что нам нужно продумать расстановку посуды на столе. Но посуды у нас еще нет. Зато  есть вот такие фигуры. Как вы думаете, что может обозначать эта фигура? А эта? Почему вы так решили?» Иными словами, закрепление значения за каждым знаком надо предоставить детям.

В обучении этикету могут сыграть свою роль карты и альбомы, в которых изображен порядок расположения посуды и приборов на столе.

Еще более значимым будет рисование таких карт и оформление альбомов силами самих детей. Во-первых, они могут изображать план сервировки стола с помощью тех же символов, предварительно продумав их систему. Во-вторых — рисовать красивые столики, отдельные салфетки и салфетницы, чашки, блюдца и т.п.

В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и складывание салфеток. Это занятие не только развивает представления детей об эстетике быта, но и способствует развитию мелкой моторики руки. Ведь складывание, как и завязывание тесемочек, — серьезная работа для пальчиков.

Перед едой детей приветствует кукла Аппетитик. Во время приема пищи он занимает достойное место за тем столом, где едят культурно и с аппетитом.
Если сразу несколько детских «команд» претендуют на победу, Аппетитик перемещается с одного столика на другой в порядке установленной очереди.
Формирование культурно - гигиенических навыков за столом

Культурно-гигиенические навыки приема пищи у детей надо рассматривать с учетом возрастных особенностей ребенка. Причем в процессе приобщения его к этикету пристальное внимание уделять взаимодействию воспитателей дошкольных учреждений с родителями воспитанников

По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом    совершенствуются
Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:

•    самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
•    правильно пользоваться столовыми приборами, опрятно есть, держа ложку в правой руке;
•    вытираться салфеткой после еды;
•    кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:

•    брать пищу небольшими порциями;
•    есть тихо;
•    правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
•    сидеть с прямой спиной;
•    аккуратно составлять посуду после еды;
•    относить за собой часть посуды.

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: правильно пользуются столовыми приборами не кладут локти, сидят правильно: нижняя часть спины должна быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола, между подачей блюд правую руку следует держать на коленях, а запястье левой руки на столе. Нельзя сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть развалясь, перегибаться через спину рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего  тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти.

Темы бесед могут быть самыми различными, уместно поговорить о пище, которую едят дети: из каких продуктов она состоит, откуда эти продукты появились. Но если двое детей заняты разговором между собой, не реагируют на остальных, то следует сделать им замечание. Каждый ребенок, подходя к столу, должен пожелать сидящим приятного аппетита, а те в ответ поблагодарить. Выходя из-за стола, ребенок желает оставшимся приятного аппетита еще раз или всего доброго!

«Спасибо» он говорит всякий раз, когда ему подают еду, убирают посуду и т.п
.После еды пользуются салфеткой

Посуду дети за собой не убирают. Это делают взрослые. Тарелки после супа, второго следует убирать немедленно, так как стол всегда должен выглядеть опрятно.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Психологический комфорт детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как в нем организовано питание. Здесь важно все: качество предлагаемых детям блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приема пищи.

Чтобы дети получили удовольствие не только от еды, но и от общения со сверстниками и взрослыми, лучше всего использовать технологию семейного стола. Она заключается в застольной беседе, которая обязательна.

При застольном разговоре дети должны усвоить всего два правила:
-    за столом должен быть глава, хозяин, хозяйка и т.д.;
-    взрослые должны есть вместе с детьми;
-    за столом дети должны общаться;
-    не вступать в разговор, пока не закончил говорящий,
-    не говорить пока во рту пища.

Зачем за столом с детьми должен сидеть взрослый?
Прежде всего. Чтобы создать дружескую атмосферу, научить детей расслабляться, отдыхать. А ещё своим примером ненавязчиво приучать детей хорошим манерам. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений. А также благодаря среде, которой, постоянно находятся дети. В данном случае взрослые своим общением, доброжелательностью создают условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь.
Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Хорошо известно, что поддерживать беседу во время еды – это мастерство, научиться которому не так уж легко. Поэтому, нужно подобрать примерную тематику бесед для каждой возрастной группы детей. Главное – беседы не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера.

Как правило, разговор начинает взрослый. Темы бесед могут быть самыми различными, уместно поговорить о пище, о продуктах питания, из которых приготовлен обед, откуда эти продукты появились, о том, что из еды детям больше всего нравится, поделиться впечатлениями о прошедшем отрезке дня и т.д. Но если двое детей заняты разговором между собой, не реагируют на остальных, то следует сделать им замечание. Каждый ребенок, подходя к столу, должен пожелать сидящим приятного аппетита, а те в ответ поблагодарить. Выходя из-за стола, ребенок желает оставшимся приятного аппетита еще раз или всего доброго!
«Спасибо» он говорит всякий раз, когда ему подают еду, убирают посуду и т.п. Посуду дети за собой не убирают. Это делают взрослые и дежурный в старшем возрасте. Тарелки после супа, второго следует убирать немедленно, так как стол всегда должен выглядеть опрятно.

В каждой семье за столом свои порядки. В одной, например. Закончив еду, можно встать, поблагодарить и уйти. В другой - нужно дождаться остальных. Подобные правила уже в средней группе должны устанавливаться с учётом мнения детей и быть ими осознаны. Правил не должно быть много, чтобы дети их запомнили.

Формы привития культуры питания
Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Чтобы дети воспринимали дежурство не как досадную нагрузку, а как увлекательное и престижное дело, нужно насытить эту деятельность игровыми моментами, снабдить ее привлекательными элементами.

Дежурить дети начинают со второй младшей группы. Дежурный помогает младшему воспитателю накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет бокалы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и, например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.

Серьезно дежурные относятся к объявлению меню, своего рода актерской мини- сценке. Ведь меню можно зачитать с выражением так, что дети, до сих пор не испытывавшие голод, захотят попробовать все блюда.

Кроме дежурств, в дошкольном учреждении проводятся тематические занятия. Педагоги  делятся  интересными  фактами  про  овощи  и  фрукты,  разучивают   с дошкольниками стихи про еду, проводят мероприятия, посвященные питанию в детском саду.

Дежурство - одна из форм организации детского труда, благотворно влияет она на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Дежурства помогают решать вопросы нравственно-эстетического воспитания детей. Ведь ребенок стремиться к созданию красивого. А нарядно накрытый стол, как известно, не только радует глаз, но и способствует хорошему настроению, способствует добрым, чутким, внимательным взаимоотношениям, желанию проявлять за столом аккуратность, соблюдать правила этикета. На красиво сервированном столе все блюда кажутся гораздо аппетитнее и вкуснее.
Благодаря дежурству, можно воспитать у детей ответственность, нетерпимое отношение к небрежности, трепетное отношение к посуде, хлебу, развить трудолюбие, старательность, аккуратность, самостоятельность, научить трудиться быстро, качественно, охотно, сформировать дружеские взаимоотношения, стремление к взаимообучению, взаимопомощи.

Дежурства помогут педагогам в воспитании у детей любви к порядку, чистоте, уважению к труду взрослых, в развитии осмысленного желания и умения бескорыстно помогать другим, а доброе начало в маленьком человеке – это, как гласит народная мудрость, «начало всех начал».

Дежурство в младшем дошкольном возрасте
Детей младшего дошкольного возраста уже можно приобщать трудиться не только для удовлетворения своих потребностей. И дежурство по столовой именно тот труд, который поможет в решении нравственного аспекта. С учетом возможностей детей, дежурство носит характер поручений, которые им предлагает взрослый. Ребенок может разложить на столе ложки, поставить салфетницы, посуду для хлеба. Дошкольникам нравится наряжаться в красивые фартучки, им радостно осознавать себя помощниками.

Дежурство в среднем дошкольном возрасте

С этого возраста можно обучать детей сервировке стола. В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол младший воспитатель, вложить в салфетницы салфетки, убрать после еды хлебницы и салфетницы. Каждый дежурный накрывает стол, за которым сидит сам.

Теперь можно обратить на уголок дежурных. Где его разместить? Конечно поближе к мойке. На видном месте можно повесить «доску дежурств», которая не является средством украшения интерьера. Это должна быть информационная доска,   удобная  в  использовании.   Ее  внешний  вид  –  самый    разнообразный.

Например, напротив условных обозначений («вилка с ложкой») на крючочках можно подвешивать брелоки со значками детей, фотографии детей. Это может быть круг со стрелкой с предметными картинками, детские фартуки, расположенные  на  крючках.  Сшить  фартуки  и  головные  уборы  для  дежурных, лучше из красивой, немнущейся, быстро отстирывающейся ткани. Можно придумать оригинальный фасон моделей одежды для дежурных, отделку. Главное, чтобы мальчик – дежурный в такой одежде не выглядел нелепо (весь в рюшах и бантиках). Здесь же могут располагаться совки и щетки – сметки для уборки столов. После уборки посуды помощник воспитателя может предложить дежурному влажную тряпочку для протирания стола. Попросить протереть под столом пол, если на него что-то пролито. Но это уже отдельные поручения, которые для дежурных в этом возрасте не являются обязанностью.

Дежурство в старшем дошкольном возрасте

В этом возрасте дети могут самостоятельно под руководством взрослых накрыть столы и убрать с них, приведя в порядок и столы и пространство, на котором они стоят. Характер труда дежурных иной. Это уже коллективный труд, когда двое ребят договариваются о распределении обязанностей, работают быстро, слаженно, рационально. Дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и, например, складывание тканевых салфеток. Дети уже могут активно заниматься творчеством: например, украсить столы маленькими вазочками с цветами, красиво разместить бумажные салфетки в салфетницах (скрутить их в трубочки или нарезать на треугольники, разложить в ряд один на другой, затем свернуть в трубочку и вставить в салфетницу). Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки. Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении за столом физиологических потребностей. Она имеет этический смысл - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу.

Красиво и правильно сервированный стол, красивая еда возбуждают аппетит у ребёнка. Овладение культурой еды - нелёгкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо.
 
Приложение.
Беседы с детьми во время еды.
Беседа «Чтобы быть здоровыми» Задачи:
•    Дать детям знания о витаминах, о том, в каких продуктах они содержатся.
•    Рассказать о назначении витаминов для здоровья человека, о том, как надо питаться детям, сколько нужно человеку еды, в какое время лучше всего есть.
•    Дать понятие «Меню», поупражнять в его составлении.

Ход беседы: Ребята, вчера я звонила по телефону Ане, чтобы узнать, почему её не было вчера в детском саду, к телефону подошла её мама и сказала, что Аня опять заболела. Как вы думаете, почему Аня так часто болеет? (ответы детей). А, может быть, ей витаминов не хватает?
А что такое витамины? (ответы детей). Витамины — это кирпичики нашего организма. Они помогают нам быть сильными, здоровыми, красивыми, защищают нас от болезней. И имена у них есть: витамин «А», витамин «С», витамин «Д» и т. д.
Как вы думаете, где находятся, «живут» витамины? А где их больше всего? (в овощах и фруктах). В моркови, например, живёт много витаминов, которые оберегают наши глаза. Кто ест морковку, у того хорошее зрение. А в лимоне и шиповнике много витамина «С». Он защищает наш организм от различных болезней. Витамины есть не только в сырых овощах и фруктах, но и в блюдах, приготовленных из них.

Игра «Назови фруктовые и овощные блюда».
А в какое время года человек употребляет больше всего витаминов? Почему вы так думаете? А где же нам взять витамины зимой? Их можно купить в аптеке, вот в таких баночках. Называются они «поливитамины». На что они похожи? В одной такой горошине есть все витамины, нужные для человека. Кто знает, сколько витаминок нужно употреблять в день? (1-2 штуки).

Но витамины есть не только в овощах и фруктах, но и в различных продуктах.
Одни из них питают наш организм энергией. Это такие продукты: масло, мёд, мясо, рыба, разные каши, хлеб. Кого мы называем энергичным человеком? (того, кто много двигается, много думает и долго не устаёт). Как вы думаете, кто у нас в группе самый энергичный? Почему?
Другие продукты помогают строить наш организм, помогают нам расти. Это могут быть разные молочные продукты. Какие молочные продукты вы знаете? Как вы думаете, почему в детском саду часто дают запеканки, молоко, молочные каши? А что бы вы, посоветовали есть человеку, у которого плохие зубы? Почему? От третьих зависит развитие человека, его защитные силы: это овощи, фрукты, соки. У нас в детском саду медсестра, а также повара строго следят за тем, чтобы дети регулярно получали все витамины. Они тщательно продумывают, чем будут кормить детей каждый день, какие блюда лучше приготовить. Они составляют меню — перечень блюд, которые будут готовить на завтрак, обед, полдник.

Но важно не только что ты ешь, но и сколько ты ешь. Запомните простое правило: никогда не переедайте. Вспомните, какой сказочный герой не знал этого правила, и из-за этого попал в неприятную историю? А что станет с человеком, который постоянно переедает? (он начнёт толстеть, станет слабым, может, даже, заболеть).

Тема: Продукты питания Задачи:
-Закрепить представления детей о продуктах питания, их значении для здоровья человека, умение образовывать относительные прилагательные от существительных.
-Формировать способность пересказывать текст с помощью наводящих вопросов.
-Закрепить представления о геометрических фигурах.
-Активизация словаря по теме "Продукты питания".
-Развивать графические навыки, мелкую моторику рук, зрительное восприятие, любознательность.
Оборудование:иллюстрации и предметные картинки с изображением продуктов питания, простые карандаши,задания для штриховки.

Ход беседы:
Игра «Загадай загадку и найди отгадку» Хлеба мягкого кусок,
Сверху колбаса, чеснок.
Сам он просится к нам в рот, Аппетитный... (бутерброд) Теплый, мягкий и блестящий, С корочкой такой хрустящей! Спросим мы у детушек:
«Что же это?» (Хлебушек) Подготовим место, Раскатаем тесто.
Вот повидло, вот творог. Мы хотим испечь... (пирог)

Вопросы к детям:
Как можно назвать одним словом: бутерброд, хлебушек, пирог? (продукты питания)
Для чего нужны продукты питания; из чего они сделаны;
что из них можно приготовить; где их продают;
где хранят (молочные, мясные, рыбные, овощные, фруктовые, хлебобулочные).

« Ай, да каша!»

Воспитатель: Ребята, приятно сидеть за столом среди красивых людей и есть вкусную еду!
Даже говорят: «Аппетит приходит во время еды». Но чтобы хорошо выглядеть во время завтрака, например, надо соблюдать основные правила культуры поведения за столом:
-    на столе порядок, чистота и красивая сервировка;
-    за стол садятся с чистыми руками и лицом;
-    нельзя за столом кричать и разговаривать, тем более, когда во рту есть пища;
-    есть надо спокойно и не спеша, пользуясь столовыми приборами и салфетками; Воспитатель: А еще одно правило вы уже знаете. Какими добрыми словами нужно поблагодарить за еду?

Дети: Спасибо, было очень вкусно! Спасибо, такая вкусная каша. Воспитатель: Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел?»
Дети:  О слабеньких, которые часто болеют.
Воспитатель: Правильно. Каша – это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, какая каша у нас сегодня на завтрак?
Дети: Манная.
Воспитатель: А вы знаете, из чего варят каши? Я вам расскажу о приключениях зернышка. «Посадили весной в землю маленькое зернышко. Сначала появился росточек, потом он превратился в колосок. Всё лето колосок рос, набирался сил. В колоске стало много зернышек. Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос, полное новых зерен. А в них много полезных питательных веществ. Осенью колоски собрали, обмолотили и достали зерна. Из зерен сделали крупу, а из крупы сварили кашу.
Воспитатель: А теперь попробуйте отгадать загадки: В землю теплую уйду,
К солнцу колосом зайду, В нем тогда таких, как я,
Будет  целая  семья!    (Зерно)

Золотист он и усат,
В ста карманах –  сто ребят.    (Колос)
Воспитатель: А, я знаю такое замечательное растение – пшеницу (Воспитатель показывает колосья пшеницы). Из нее делают муку, пшеничную и манную крупы. Воспитатель: Ребята, а теперь скажите мне, из какого же растения делают манную крупу?
Дети:  Из пшеницы.
Воспитатель: Правильно. Приятного аппетита, ребятки!

-Ребёнка  надо кормить в строго отведённое время.
-    Давать только то, что полагается по возрасту.
-    Кормить надо детей спокойно, терпеливо, давая возможность хорошо переживать пищу.
-Ни в коем случае не кормить ребёнка насильно.
-    Не отвлекать его от еды игрой или чтением книг.
-    Не применять поощрение за съеденное, угроз и наказаний за несъеденное.
Надо поощрять:
-    желание ребёнка есть самостоятельно.
-стремление ребёнка в сервировке или уборке стола.
Надо приучать детей:
-    мыть руки перед едой.
-жевать пищу с закрытым ртом.
-есть только за столом.
-правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом.
-окончив еду, поблагодарить тех, кто её приготовил.
-закладывая в детях привычку есть разную пищу, взрослым следует набраться терпения, так как положительное отношение к еде у детей формируется очень долго, особенно если в семье и детском саду нет единых взглядов и на этот счёт.
 
Ошибки родителей.
Правильная система питания должна формироваться у человека с детства.
Процесс употребления в пищу детьми полезных продуктов строится на основе осмысленности, положительных эмоций, произвольности действий. Иногда мы, сами того не осознавая, автоматически переносим свои пищевые предпочтения, сформированные у нас в далёком детстве, на своих собственных детей. Мы все росли в разное время, но большинство из сформировались в те годы, когда картошка, рис и макароны (именно макароны, не паста!) были основными блюдами. Мы понятия не имели о том, что такое гликемический индекс, глютен, нас этому никто не учил, да если бы мы это и знали, выбирать нам особо было не из чего. Котлета с рожками или с пюре и подливой, с чёрным хлебом, кусок батона, намазанный маслом и посыпанный сахаром, — вот были наши любимые блюда.
Но времена меняются, и современные дети имеют право знать, что в мире гораздо больше интересных продуктов, чем это было когда-то. Давайте же поможем им это узнать!
Кто из не слышал в детстве: «Ешь с хлебом, иначе не наешься!»? И, например, такое: «Суп надо есть обязательно, иначе желудок заболит!». Но время идёт, жизнь меняется, и вовсе необязательно сегодня придерживаться тех же самых пищевых представлений, что 30, 40, 50 лет назад. А ведь многие так до сих пор организуют питание своих детей и внуков, как их приучали в детстве. Уважаемые взрослые! Сегодняшние дети имеют право знать с самого раннего возраста, что манная каша не так уж и полезна, как убеждали нас. Что можно есть и без хлеба. И что суп можно и не есть, если ты его не любишь!
Время идёт, нам открываются новые интересные и полезные продукты, о которых должны знать наши дети. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Сейчас мы попробуем осознать, какие же образцы пищевого поведения мы предлагаем нашим детям, все ли из них так уж необходимы сегодня, и если нет, то почему.
Возможные варианты ошибочных представлений о питании из прошлого и современных ответов на них

Ошибка 1. Без хлеба — не еда.
Меняются технологии изготовления хлеба, и, к сожалению, не всегда в сторону улучшения. В современной муке не встретить и сотой доли полезных веществ, содержащихся в колосках и зёрнах пшеницы. В ней остаётся только крахмал, глютен и клейковина. На смену прессованным дрожжам пришли сухие и быстродействующие, процессы заквашивания теста сократились до считанных минут, но хлеб от этого стал менее полезным для нашего организма. Если вы совсем не представляете свою жизнь без хлеба, то выбирайте ржаной, испечённый с соблюдением технологий и без содержания дрожжей. И, главное, всегда внимательно читайте состав хлеба и избегайте обилия химических добавок и сухих дрожжей.

Кстати, даже некоторые виды хлеба из цельного зерна имеют высокий гликемический индекс, следовательно, как и белый хлеб, могут вызывать повышение уровня сахара в крови. Потребляя большое количество цельнозернового хлеба, люди поправляются, но при этом остаются голодным. Ошибка 2. Манная каша должна быть основной едой на завтрак.

Некоторые педиатры считают манку в рационе питания маленьких детей бесполезным продуктом, так как состав манной крупы далеко не такой богатый, как, к примеру, состав гречки. Кроме этого, фитин, содержащийся в манной каше, насыщен фосфором, который вступает в реакцию с кальцием и препятствует его усвоению организмом. Чтобы восполнить запасы солей кальция, паращитовидные железы начинают извлекать кальций из костей, что вредно для растущего организма. Глютен (клейковина), который содержится в манной крупе, способен вызывать аллергию и делает слизистую оболочку кишечника в растущем организме тоньше, что нарушает процессы всасывания полезных питательных веществ.

Ошибка 3. Детей не обязательно спрашивать, что они хотят съесть. Пусть едят то, что дают.
Нужно ли спрашивать ребёнка, что ему приготовить? Конечно же, да! Мы даём понять ребёнку, что в делах, его касающихся, он имеет право выбора. Он принимает решения, которые определяют его повседневную жизнь.
Ошибка 4. Кашу обязательно надо варить на молоке.
Вовсе нет. Каша будет гораздо менее калорийна, если сварить её на воде. Тем более, что у некоторых детей возможна непереносимость лактозы.
Ошибка 5. Каши полезны, их надо есть каждый день.
Зерновые содержат достаточно мало полезных элементов, в сравнении с овощами. Также в них содержится большое количество фитиновой кислоты, которая связывается с полезными минералами в кишечнике и препятствует их усвоению. Только волокна, которые есть в овсянке (так называемые растворимые волокна), организм воспринимает хорошо.

Ошибка 6. В варёном яйце полезен только белок, яйца повышают холестерин.
Недавние исследования доказали, что холестерин в еде не вызывает повышение уровня холестерина в крови. Наоборот, яйца содержат «полезный» холестерин и не вызывают риска сердечных заболеваний. Яйца – источник белка и других ценных веществ (содержат 12 видов витаминов и минералов). Желток в яйце полезен, как и белок. В желтке содержатся ценные белки, кальций, магний,
 
фосфор, витамины А, D, E и K, натуральные жирные кислоты, витамины В6 и В12 и многие другие.

Ошибка 7. Ребёнок должен обязательно съесть всё, что ему дали.
Не так важно, сколько съест ребенок, намного важнее – сколько он сможет усвоить! Ребенок должен принимать пищу в спокойном состоянии, избегайте ссор и неприятных разговоров за столом. Еда должна быть для ребенка удовольствием, но удовольствием ещё и полезным. Делайте порции меньше, сделайте еду красивой, и проблемы «недоедания» не будет вовсе.

Ошибка 8. Ребёнок должен уметь есть быстро.
Во время еды, наоборот, важно не спешить. Переваривание пищи начинается во рту, где со слюной выделяется фермент амилаза, который уже в полости рта начинает расщеплять углеводы. Чем медленнее и спокойнее идет процесс обработки пищи во рту, тем лучше она будет переварена в желудке. Главное – научить ребенка жевать. Хуже всего, если ребенок начинает торопиться под громкие призывы взрослого есть быстрее и глотает куски. Эти куски плохо перевариваются, и организм почти ничего не усваивает.

Ошибка 9. Завтрак — самый важный приём пищи. Завтракать надо обязательно.
Совершенно неважно, в какое время суток вы едите. Важно, сколько калорий за день получает ваш организм, и что из этого он расходует. Даже если вы только завтракаете, но съедаете больше, чем нужно, эти лишние калории будут превращены в жир.
Ошибка 10. После шести часов вечера есть нельзя.
Ваше тело лучше знает, что ему нужно и когда, поэтому слушайте и давайте ему то, что оно просит, не важно в какое время дня! Еда без чувства голода является причиной появления лишнего веса. Все должно быть в меру.
Ошибка 11. Горячая пища полезнее холодной, и её обязательно надо есть каждый день.
Это неверно — организму все равно, попадает ли в него суп холодным или горячим, поскольку температура всей пищи в процессе еды становится равной температуре тела. Это просто привычка многих поколений людей употреблять горячую пищу.
Ошибка 12. Картофель — это наш второй хлеб, есть его очень полезно.
К большому сожалению, картофель имеет высокий гликемический индекс, что означает быстрое повышение уровня сахара в крови, вызывающий выброс инсулина, который, в свою очередь, побуждает организм накапливать жир.
Молодой картофель содержит меньше крахмала и не так быстро увеличивает уровень сахара. Старый же картофель, даже в печеном виде, следует избегать тем, кто хочет похудеть.
Ошибка 13. Нельзя смотреть телевизор во время еды, пища не усвоится.
Современные врачи-диетологи уверяют, что пища у тех, кто во время еды смотрит телевизор, усваивается отлично. Потому что они, как правило, никуда не торопятся. Пережевывают пищу медленнее и тщательнее. В результате еда поступает в желудок в измельченном виде и хорошо пропитывается пищеварительными соками.
 
Ошибка 14. Черный хлеб полезнее белого.
Калорийность черного и белого хлеба практически идентична, поэтому прибавку в весе можно получить в любом случае.
Ошибка 15. Летом надо съесть как можно больше овощей, фруктов и ягод, чтобы накопить запас витаминов.
Это неверно, так как «про запас» наш организм накапливает только жирорастворимые витамины (А, Е, D, К). В съеденных летом овощах и фруктах содержатся преимущественно водорастворимые витамины: В, С, фолиевая кислота. Так что овощи и фрукты нужно включать в рацион круглый год.
Ошибка 16. Нужно есть как можно больше сырых фруктов и овощей.
Это неверно. Сырая клетчатка многими людьми усваивается плохо. Соответственно, не усваиваются и витамины. Во всем нужно соблюдать меру. Оптимальное соотношение сырых и вареных овощей и фруктов должно составлять 2:3.
Ошибка 17. Любые фрукты очень полезны, особенно детям.
Диетологи советуют не давать маленьким детям экзотические фрукты. Пищеварительные ферменты человека формируются поколениями и настроены на переваривание фруктов и овощей своей местности. Экзотические фрукты возможны только в качестве разнообразия.
Ошибка 18. Фрукты и сладкое можно есть только на десерт, а то аппетит можно перебить.
Это, конечно же, ошибка. Во-первых, после еды фруктовый десерт будет плохо перевариваться. Поэтому лучше есть фрукты между приёмами пищи. А то, что сладкое снижает аппетит — наоборот, очень даже хорошо. Если вы ели давно и очень голодны, начните еду с небольшой порции сладкого — это ускорит насыщение крови глюкозой, уменьшит чувство голода и убережет от переедания.
Ошибка 19. Приготовленные продукты питания имеют меньше питательных веществ, чем свежие.
Приготовленные продукты являются такими же полезными, как и свежие, если даже не полезнее. Например, замораживаются фрукты и овощи во время их самого пика свежести, когда все витамины и минералы легко принимаются организмом. В то время как свежие продукты упаковывают, перевозят, выставляют на прилавки, в течение всех этих процессов постепенно теряются основных их питательные вещества. Во время обработки продуктов витамины и минералы сохраняются практически в полном объеме.

Правильная система питания должна формироваться у человека с детства. Процесс употребления в пищу детьми полезных продуктов строится на основе осмысленности, положительных эмоций, произвольности действий. Иногда мы, сами того не осознавая, автоматически переносим свои пищевые предпочтения, сформированные у нас в далёком детстве, на своих собственных детей. Мы все росли в разное время, но большинство из сформировались в те годы, когда картошка, рис и макароны (именно макароны, не паста!) были основными блюдами. Мы понятия не имели о том, что такое гликемический индекс, глютен, нас этому никто не учил, да если бы мы это и знали, выбирать нам особо было не
 
из чего. Котлета с рожками или с пюре и подливой, с чёрным хлебом, кусок батона, намазанный маслом и посыпанный сахаром, — вот были наши любимые блюда.
Но времена меняются, и современные дети имеют право знать, что в мире гораздо больше интересных продуктов, чем это было когда-то. Давайте же поможем им это узнать!
Кто из нас не слышал в детстве: «Ешь с хлебом, иначе не наешься!»? И, например, такое: «Суп надо есть обязательно, иначе желудок заболит!». Но время идёт, жизнь меняется, и вовсе необязательно сегодня придерживаться тех же самых пищевых представлений, что 30, 40, 50 лет назад. А ведь многие так до сих пор организуют питание своих детей и внуков, как их приучали в детстве.
Уважаемые взрослые! Сегодняшние дети имеют право знать с самого раннего возраста, что манная каша не так уж и полезна, как убеждали нас. Что можно есть и без хлеба. И что суп можно и не есть, если ты его не любишь!
Время идёт, нам открываются новые интересные и полезные продукты, о которых должны знать наши дети. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Сейчас мы попробуем осознать, какие же образцы пищевого поведения мы предлагаем нашим детям, все ли из них так уж необходимы сегодня, и если нет, то почему.
Возможные варианты ошибочных представлений о питании из прошлого и современных ответов на них.