Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Путешествие в прошлое

Опубликовано 19.11.2014

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с применением здоровьесберегающей технологии и  ЦОР технологии  проведенной в средней группе.

Автор: Дмитриева Елена Ивановна – воспитатель, Дата проведения:19.11.14г.   Место проведения: МБДОУ ДС ОВ № 21 ст. Азовская

Оборудование:

Для воспитателя: рушник, лавки покрытые ткаными дорожками (рядном), ноутбук, медиа оборудование, отварной картофель в кожуре.
Для детей: лошадки(на палках)

Приоритетная образовательная область:познавательное развитие.
Интеграция областей: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое, физическое.

Цель: прививать интерес к прошлому кубанского народа (казаков)
Содержательные  компоненты:
Познавательное развитие: расширять кругозор детей,

Закрепить знания детей о домашних животных, об овощах.
Социально  - коммуникативное развитие: формировать представления детей об особенностях жизни кубанского народа в прошлом.
Речевое развитие: закрепить новые слова: плетень, хата, амбар,погреб,  печь, казанок, рушник, рядно, сундук, святой угол.
Художественно – эстетическое развитие: приобщать детей к народному искусству(вышивка рушника)
Физическое развитие:  укреплять здоровье детей через физические упражнения и подвижные игры.

Мотивация занятия: Знаете ли вы как жили казаки давным - давно? Чтобы  узнать об этом, я предлагаю вам, прокатится на машине времени в прошлое.  У меня есть вот такая вещь (показывает детям рушник).Что это?
Ответы детей.

Рушник этот не простой, а волшебный, он поможет нам в прошлое попасть.
Закрывайте глазки, отправляемся! (проводит рушником порукам детей).
Открывайте  глазки.
Дети открывают глаза, их встречает казачка (воспитатель в костюме казачки)
«Добро пожаловать  в гости, деточки»
На экране  слайд: хата казака с плетнём
В таких домах жили казаки. Как называли дом казаки?
А называли дом хатой.

Мама говорила дочке: «Пиды доню, в хату,вынесы подушки на плетень.
Так казаки  разговаривали – балакали.
А что это такое плетень?
Ответы детей
Плетнём казаки называют забор, потому что его плели из тонких прутьев лесного ореха.
Айда, ко мне в огород! Вот и урожай на грядках поспел. Поможете собрать.
Раз поспел урожай, какое время года наступило?
Ответы детей
 Дидактическая  игра  «Собери урожай и назови что это »(собрать овощи или фрукты в корзинки и назвать ,что собрал(а )
Казачка: Спасибо, ребята, отнесу урожай в погреб.
Слайд: Погреб
Что такое погреб, ребята?
 Ответы детей

Знаете ли вы, где хранили казаки  зерно и муку?
Ответы детей
 (если дети затрудняются ответить, говорит, что это амбар)
У казаков и хозяйство было.
Слайд: Домашние животные
Д/и «Кто где живёт»
(куры – в курятнике, гуси – в гусятнике, коровы – сарае, свиньи – в хлеву,  козы и овцы – в базу, лошади –в конюшне)
Молодцы,ребятки.
Пойдёмте теперь в хату.
Слайд: Комната в хате
Казачка: Хаты казаки строят из самана, это крепкие кирпичи из соломы и глины. Их сушили на солнце и потом,из самана клали хаты, а крышу накрывали соломой или камышом.
Стены  потолок и пол  мазали глиной, поэтому зимой в хате было тепло, а летом прохладно. Чтобы в хате было красиво, стены и потолок белили известью.
Слайд: Печь
Что это, ребятки?
Ответы детей
В середине комнаты  печь, на ней  спали дети или старики.
Печь не только отапливала хату, в ней же готовили еду, пекли хлеб и пироги.
Кушали казаки за большим деревянным столом, сидели на лавках. Пол и лавки застилали рядном – это тканые из тряпочек дорожки.
Вот такие лавочки, присядьте на них отдохнуть.

Слайд: Святой угол
Самое главное в каждой хате это -  Святой угол. В нём располагаются иконы.
Посмотрите, ребята, чего нет в хате?
Ответы детей
А это что за большой короб?
Это называется сундук, здесь  казаки хранили свои вещи и бельё.
Ребятки,вы, наверно проголодались? А у меня обед  готов, в казанке картошечка сварилась(выносит казанок с картошкой в «мундире»).Вот я вас и угощу своей картошечкой (выкладывает картофель на тарелку и ставит на стол). Но картошка ещё горяченькая, поиграем, пока она остынет
Вы знаете игру «Горячая картошка»? Я научу в неё играть.
( воспитатель объясняет и играет с детьми )
Воспитатель: Спасибо тебе, казачка,за интересный рассказ и угощение. Нам, ребята, пора в детский сад возвращаться.
Казачка: Хочу вам, ребятишки, подарить коней, будете на прогулке на них кататься.   До свидания.
Дети прощаются с казачкой.Казачка уходит.
А нам пора в детский сад возвращаться.
 Воспитатель берёт рушник и проводит  по рукам детей.

Рефлексия:
Ребята, где мы были?
Что вам понравилось?
О чём вы расскажете свои
м родителям и друзьям?