Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Маршрут экологической тропы «Детский сад – Парк»

Опубликовано 04.05.2018

Пояснительная записка.

Методическое пособие  представлено в виде разработки экологической тропы проходящей за территорией детского сада. Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.

Экологическая тропа является одной из форм качественной интеграции всех образовательных областей в ДОУ. Она  предполагает   целостный интегративный процесс   взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором гармонично объединяются все образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

Учитывая особенности возраста, а также специфику  развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, позновательно-исследовательскую деятельность, наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздник, а также проводить физкультурно-оздоровительную работу.

Все мероприятия, проводимые на тропе строятся на основе ФГОС ДО. Для детей создаются мотивационные ситуации, предоставляется планирование деятельности, инициатива и ее поддержка.  Внимательное отношение к каждому ребенку, дифференцированный подход позволяют проявить активность каждому ребенку в соответствии со своими способностям. Деятельностный подход, динамичность, положительный эмоциональный фон создают для детей    высокую мотивацию, обеспечивает длительное внимание, интерес к усвоению необходимого материала, что улучшает качество усвоения материала, а значит, делает работу более эффективной.

Аннотация
«Экологическая тропа»  позволяет более продуктивно использовать прогулки с детьми для получения экологических знаний и знакомству детей  с родным краем и станицей, а также  одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывается доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.

Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.
Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве. У них развиваются память, речь, мышление. А самое главное,  появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе и родному краю, желание их  беречь и сохранять.

Предлагаемый материал поможет педагогам ДОУ  организовать экологическую и  опытно-экспериментальную деятельность дошкольников, покажет способы практического взаимодействия детей с окружающей природой.

Актуальность
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с флорой и фауной родных мест, с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы.

В дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшение состояния окружающей среды. Ребенку необходимо  получить начальные сведения о природе, целесообразности  бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.

Экологическое воспитание значимо с позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в дошкольных учреждениях, оно оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, волю. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.

Цель: формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания через знакомство с объектами родного края и станицы, ответственного отношения к окружающей среде (воде) у детей.

Задачи:
•    Знакомить детей с флорой и фауной станицы
•    Развивать умение узнавать и называть растения, насекомых родного края; развивать речь, мышление, наблюдательность; умение вести диалог.
•    Воспитывать эстетические чувства; эмоциональную отзывчивость на красоту родного края; бережное отношение к природе.
•    Закрепить знания о приспособлении живой природы к сезонным изменениям
•    Укрепить здоровье детей, обогатить двигательный опыт

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная, конструирование,  труд, восприятие художественной литературы.

Краткое описание маршрута:

Путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы, строится непринужденное усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении.

Тропа идет за  территорией детского сада после пересечении    дороги (проезжая часть).

Сразу все объекты тропы можно не посещать.  Все зависит от возраста детей, целей, времени года. В разное время  можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если идет ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же преследуем конкретную цель (например, знакомство с насекомыми, наблюдение за деревьями), то ограничиваемся только одним объектом. На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе.

Своеобразно проводить  эколого-оздоровительные походы и мероприятия.
Объекты:
1 «Детский сад»
2 «Отсыпная дорога»  
3 «Парк»

Маршрут экологической тропы «Детский сад – Парк»
Экскурсионные  объекты  на  маршруте.
1.Объект «Детский сад»

Перед выходом детям сообщают маршрут. Уточняют правила безопасного поведения во время похода и на объектах (не бросаться камнями, находиться рядом со всеми, быть осторожными с насекомыми и т. д.) рассмотреть карту маршрута, определить остановки.

2.Объект«Отсыпная дорога» (проезжая часть)

Задачи: Закрепить знание детей правил дорожного движения, виды транспорта, о значении природного материала в жизни человека

Объекты наблюдения: дорога, машины.
Беседы: «Какой природный материал использовали для постройки дороги», «Как переходить улицу?»

3. Парк
Возможность наблюдать за сезонными изменениями живой и неживой природы,  многообразиемдеревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, цветов, птиц.

Осенний период

Цель: развивать способности к анализу характерных изменений в живой и неживой природе в осенний период, воспитывать ответственное отношение к природе, желание любоваться ею; расширить представление об осени как времени года, развивать способности к наблюдению за жизнью растений.
Объекты наблюдения:солнце, небо, деревья и кустарники, цветник, насекомые, птицы, семена деревьев, изморозь.

Игры и упражнения
-«Следопыт»
-«Сравни листочки»
-«Отгадайте, что за растение»
-«С какого дерева листок»
-«Что это за птица»
-«Природа и человек»
-«Кто где живет»
-«Не зевай!» (птицы зимующие, перелетные)
-«Бывает-не бывает»
-«Что это значит»
-«Третий лишний» (птицы)
-«Цветы»
-«Что где растет»
- «В некотором Царстве…»
Беседы:
- «Травы и цветы»
-«Однолетние и многолетние растения»
-«Приметы осени»
-«Куда спрятались насекомые» (места их скопления)
-«Различие деревьев и кустарников» (по стволам, листве)
- «Парк в разные времена года» (Сравнение)
-«Перелетные птицы»

Исследовательская деятельность
-Опыт «Кто как двигается» (насекомые)
-Опыт «Летающие семена»
-Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры»

Оздоровительные игры и упражнения
-Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
-Подвижная игра «Не замочи ног»
Труд
-  «Зеленый патруль» - очистка парка от мусора

Зимний период

Цель: развивать способности и формировать навыки самостоятельного анализа характерных изменений в живой и неживой природе в зимний период, воспитывать бережное отношение к природе, расширять представления о зиме (состояние погоды, типичные осадки: снег-хлопья, крупа; явления природы: метель, вьюга, поземка); формировать умение рассуждать о приспособлении птиц к зимним условиям, о зимующих птицах; помочь детям понять неповторимость каждого вида растений, значение их роли в природе и жизни человека; приобщать детей к природоохранной деятельности; развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования со льдом и снегом.

Объекты наблюдения:  солнце, небо, ветер, деревья и кустарники, растения, зимующие птицы, снег.

Игры и упражнения
-«Кто быстрее найдёт берёзу, сосну, дуб»
-«Совы и вороны»
-«Чей след»
-«Скажи, что ты слышишь»
-«В зимней столовой» (зимующие птицы)
Беседы:
-«Деревья и кустарники зимой»
-«Зимующие птицы»
-«Снежинки»
- «Парк в разные времена года» (Сравнение)

Исследовательская деятельность
-Опыт «Определение чистоты снега»
-Опыт «Зависимость состояния воды от температуры воздуха»
-«Защитные свойства снега»
Оздоровительные игры и упражнения
-«Зима пришла»
-«Снежиночки-пушиночки»
Труд
-  «Зеленый патруль» - очистка парка от мусора

 Весенний период

Цель: Развивать способность наблюдать за живой и неживой природой, формировать познавательно – исследовательские знания и умениядетей, расширять  знания детей о последовательности весенних изменений в природе (увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, рост и цветение растений, изменение в жизни животных, появление насекомых, прилет птиц) используя дидактические игры; способствовать умению воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие, выполняя определенную роль, повторить правила поведения в парке; обобщить и уточнить знания о животных, о зимующих и перелетных птицах, об их образе жизни, об особенностях внешнего вида, о повадках; знакомить с первоцветами и лекарственными травами (мать- и- мачеха), деревьями и кустарниками.

Объекты наблюдения:солнце, небо, деревья и кустарники, первоцветы, лекарственные растения, птицы, насекомые, оттепель и капель.

Игры и упражнения
-«Что мы видим в парке?»
 Разойтись по парку и попытаться увидеть цветы, насекомых. По сигналу дети собираются вместе и рассказывают, кто что видел.
- «Что видим в небе?» (цвет неба, облака, солнце, птицы)
- «Послушай звуки, понюхай запахи, всмотрись в растения»
-«Повторяй друг за другом»
-«Угадай, что в мешочке»
-«Третий лишний» (первоцветы)
-«Отгадайте, что за растение»
-«Кто где живет?»
- «Узнай по описанию»
- «Кто летает, прыгает, плавает?»
- «Когда это бывает?»
- «Что растет в родном краю»
-«К названному дереву беги»
-«Скажи, что ты слышишь»
-«Кто быстрее найдёт берёзу, сосну, дуб»

Беседы:
-«Деревья и кустарники»
- «Первоцветы»
- «Куда бежит ручей?»
-«Как растет растение»
- «Парк в разные времена года» (Сравнение)

Исследовательская деятельность
- «Состояние почвы в зависимости от температуры»
- «Где вода?»
- «Почва после высыхания лужи»
-«Уличные тени»

Оздоровительные игры и упражнения
- Ходьба на носочках, по узкой тропинке, перешагивание через болотце.
- Прыжковый тренинг – перепрыгивание узкой канавки разными способами
-Подвижная игра «Ручейки и озера»
Труд
-  «Зеленый патруль» - очистка парка от мусора

Летний период
Цель: развивать способности анализировать характерные изменения живой и неживой природе  в летний период времени, расширять представления о многообразии насекомых, развивать умение наблюдать за летними явлениями природы и выделять характерные признаки лета; расширять кругозор детей, воспитывать любознательность.
Объекты наблюдения: солнце, небо, радуга, ветер, цветник, насекомые (пчела, шмель, стрекоза, муравей, дождевые черви, бабочки, комары, мухи, паучки, долгоносики), птицы (ласточки, воробьи, голуби, ворона), деревья, кустарники, лекарственные растения (подорожник, цикорий, календула, крапива, запах растений

Игры и упражнения
-«Построим дерево»
-«Назовите растение»
-«Цепочка»
-«Найдите, что опишу»
-«Назови растение, насекомое  с нужным звуком»
-«Отгадай растение»
-«Кто больше знает?»
-«Что за чем»
-«Деревья, травы, цветы»
-«Четвёртый лишний»

Беседы:
- «Парк в разные времена года» (Сравнение)
-«Почему ручей исчез?»

Исследовательская деятельность
-Опыт «Почему нагреваются предметы»
-Опыт «Передача «солнечного зайчика»
-Опыт «Потребность растений в воде»
-Опыт «Радуга»
-Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры»
-Опыт «Как вода поступает к листьям»
-«Корневая система растений»

Оздоровительные игры и упражнения
-«Птички в гнёздышках»

Труд
-  «Зеленый патруль» - очистка парка