Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию

Опубликовано 09.02.2017

Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной и старшей группы дошкольного возраста.
Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы духовно-нравственного воспитания.

Я предлагаю дидактические игры, которые придумала сама на формирование духовно-нравственного воспитания. Эти игры лучше запомнить и закрепить материал.
Дидактическая игра «Мой ангел» (для детей старшего дошкольного возраста и детей подготовительной группы)
Программное содержание:
•    расширять представления детей о сотворении мира Богом;
•    уточнять представления о мире видимом и невидимом, духовном, ангельском и земном;
•    воспитывать и развивать понимание детьми нравственных образцов, духовных значений и смыслов.
Материалы: шаблоны ангелов (Приложение №1), цветной и белый картон, ножницы, гуашь, кисточки, салфетки, клей.
Ход игры:
1.    Рассказ педагога об ангелах.
Слово «ангел» означает посланник, «приносящий вести». Ангелы - символы предвестников священного, которые сопровождают нас и помогают, когда это необходимо. Согласно всем традициям, каждый человек имеет ангела-хранителя, который следит за тем, чтобы человек продвигался вперед по пути своей духовной реализации. У нас есть особая связь с Господом Богом через Ангелов, и в каждом из нас живет частица Бога, Божественная искра, позволяющая просить ангелов о помощи для себя и своих близких.
2.    Вспомнить у кого в этом месяце у детей и близких День ангела. Напомнить о традиции изготовление подарков к Дню ангела.
3.    Рассматривание шаблонов для изготовления ангелов.
4.    Самостоятельная работа детей.
5.    Выставка детских работ.
Дидактическая игра «Раскрась пасхальное яичко» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
•    знакомить детей с православным представлением о пасхальном яичке, как о символе воскрешения Христа, победы жизни над смертью;
•    поддерживать в детях чувство пасхальной радости;
•    содействовать формированию привычки следовать праздничным традициям.
Материалы: образцы узоров (Приложение №2), белый картон, шаблоны яичек, ножницы, цветная бумага, салфетки, клей.
Материал №2: пустые куриные яйца, гуашевая краска, кисточки, салфетки.
Ход игры:
1.    Рассказ воспитателя о пасхальных традициях.
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". Пасха по своему значению выходит из ряда главнейших двунадесятых праздников и именуется "Праздником праздников и Торжеством торжеств".
В этот и последующие дни многократно звучат слова пасхального приветствия: "Христос Воскресе! - Воистину Воскресе", которыми мы исповедуем веру в Воскресение Господа. На Пасху предполагается особенно обильная и разнообразная трапеза. Традиционно, после окончания богослужения верующие разговляются (т. е. прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой. Раскрашивание пасхального яйца - это самое настоящее искусство.
2.    Рассматривание образцов узоров. Обсуждение выбранных узоров.
3.    Изготовление пасхальных подарков.
4.    Дети прячут изготовленные яички, затем ищут и находят их - кто больше найдет.
Дидактическая игра «Украшение иконы» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
•    расширять представление детей об иконе;
•    познакомить детей с православной традицией отношения к иконе - почитание икон;
•    учить узнавать на иконах Образы Святых Угодников Божьих;
•    способствовать развитию высших сфер личности ребенка, формированию любви, добра, совести.
Материалы: Иконы «Богоматери» (Приложение №3), цветной и белый картон, ножницы, гуашь, кисти, салфетки, клей, цветная бумага, блестки, стразы.
Ход игры:
1.    Чтение стихотворения Ю. Кондратьевой «Икона Божьей Матери»
Икона Божьей Матери,
Прошу меня храни.
От бед, напастей горестных
Меня убереги.
С Тобой я свет увидела
В далёких облаках.
Икону Божьей Матери
Держу я на руках.
Растопишь сердце ты моё
В преддверии трудных дней
И станет ясно и легко
На душе моей.
2.    Рассматривание икон, выбор иконы для игры.
3.    Изготовление украшений (цветы, свечи, листочки, геометрические фигуры).
4.    Украшение иллюстрации иконы.
5.    Рассматривание и обсуждение.
Дидактическая игра «Собери Храм» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
•    знакомить детей с внешним устройством Храма;
•    дать представление о расположении и назначении главных частей Храма;
•    расширять словарный запас детей;
•    способствовать развитию образного восприятия Храма;
•    воспитывать благоговейное отношение к Храму и его Святым.
Материал: образец Храма (Приложение №4), несколько наборов мозаичного изображения Храма.
Ход игры:
1.    Дети рассматривают с воспитателем образец Храма, называя его основные части.
2.    Сравнивая с образцом, из мозаичных фрагментов, собирают Храм.
По мере обучения детей игру можно усложнить, собирая Храм без образца.
Дидактическая игра «Узнай и назови икону» (для детей старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
•    расширять представление детей об иконе;
•    знакомить детей с православной традицией отношения к иконе - почитание икон;
•    учить узнавать на иконах Образы Святых Угодников Божьих;
•    воспитывать трепетное и благоговейное отношение к образам;
•    способствовать развитию высших сфер личности ребенка, формированию любви, добра, совести.
Материалы: иконы с Образами, известные детям (Приложение №3 образы святых Серафим Саровский, Пятирим Тамбовский, Николай Угодник, Матрона Московская, Ксения Петербуржская, Марфа Тамбовская).
Ход игры:
Дети рассматривают образы, предложенные воспитателем, берут один из Образов, угадывают и называют его. Затем рассказывают всё, что о нём знают. По мере усвоения программы можно усложнить игру: ребенок выбирает Образ, рассказывает о нём детям, дети угадывают икону.
Дидактическая игра «Назови православный праздник» (для детей старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
•    закрепить знания детей о праздниках православного календаря, их событиях и смыслах;
•    воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам;
•    побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.
Материалы: картинки с символами основных православных праздников (Приложение №5).
Ход игры:
1.    Рассматривание картинок. Беседа о праздниках, их значении и традиции.
2.    Дети берут одну картинку, угадывают и называют праздник. Затем рассказывают всё, что о нём знают.

Дидактическая игра «Назови библейское событие» (для детей старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
•    закрепить знания детей о содержании Библии, событиях и смыслах;
•    прививать детям знания о наиболее важных событиях, описанных в Библии;
•    побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.
Материалы: картинки с библейскими сюжетами (Приложение №6).
Ход игры:
1.    Рассматривание картинок. Беседа о событиях, изображенных на них, их значении.
2.    Дети берут одну картинку, угадывают и называют библейское событие. Затем рассказывают всё, что о нём знают.
Дидактическая игра «Как Вы знаете православные праздники» (для детей старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
•    закрепить знания детей о праздниках православного календаря, их событиях и смыслах;
•    воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам;
•    побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.
Материалы: картинки с символами основных православных праздников (Приложение №7).
Ход игры:
1.    Рассматривание картинок.
2.    Дети объединяют картинки, относящиеся в одному празднику в логической последовательности. Беседа о праздниках, их значении и традиции.
Дидактическая игра «Какие Вы знаете традиции, связанные с православными праздниками» (для детей старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
•    закрепить знания детей о праздниках православного календаря, их событиях и смыслах;
•    воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам;
•    побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.
Материал: картинки с изображениями символов праздников и предметов, относящимися к этому празднику.
Ход игры:
1.    Рассматривание картинок.
2.    Дети объединяют картинки, относящиеся в одному празднику Беседа о праздниках, и традициях их проведения.
Дидактическая игра «Какие памятники святым в своей станице Вы знаете» (для детей старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
•    закрепить знания детей о святых и их жизни;
•    побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.
Материал: картинки с изображениями памятников святым, установленных в храме.
Ход игры:
1.    Рассматривание картинок.
2.    Дети называют святого, изображенного на памятнике, рассказывают о его жизни
Дидактическая игра «Какие Вы знаете традиции, связанные с православными праздниками» (для детей старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
•    закрепить знания детей о праздниках православного календаря, их событиях и смыслах;
•    побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.
Материал: картинки с изображениями символов праздников и предметов, относящимися к этому празднику.
Ход игры:
1.    Рассматривание картинок.
2.    Дети объединяют картинки, относящиеся в одному празднику Беседа о праздниках, и традициях их проведения
Дидактическая игра «Украшение Сретенской свечи» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
•    расширять представление детей о православном празднике «Сретение Господне»
•    познакомить детей с православными традициями;
•    способствовать развитию творчества при украшении выполненного изделия
•    поощрять инициативу и радость от созидания, воспитывать усидчивость и аккуратность в работе.
Материалы: восковые свечи, атласные ленты, бисер, ножницы, гуашь, кисти, салфетки, клей, цветная бумага, блестки, стразы.
Ход игры:
Чтение стихотворения «Сретенская свеча»
Слабое пламя свечи я прикрою руками нежно,
Пусть спокойно мерцает она.
Пусть горит огонек надежды, пусть все люди с чистой душой смогут от огонька согреться.
Когда свеча догорит, будет людям светиться Божье сердце.
1.    Рассматривание иконы.
2.    Изготовление украшений (цветы, свечи, листочки, геометрические фигуры).
3.    Украшение свечи.
4.    Рассматривание и обсуждение.