Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Роль экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста

Опубликовано 09.03.2016

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»      Ральф У. Эмерсон

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску – одна из основных задач воспитания в детском саду.

В центре развития  - ребенок исследователь, экспериментатор. Важно предоставить детям возможность освоения не только знаний, но и средств их добывания. Освоение свойств и отношений предметов – сложный процесс, в основе которого лежит соотношение чувственного и логического познания. На первых ступенях  развития дети выделяют все многообразие свойств, которым обладает предмет. Чем богаче опыт познания предметного мира, больше объем представлений о свойствах и отношениях, тем легче ребенку перейти на более высокие ступени - освоить обобщение, научиться упорядочивать, группировать и классифицировать по свойствам.

Ребенок дошкольник сам по себе уже является маленьким исследователем, проявляя все больше интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности, и к экспериментированию. Этот вид детской деятельности очень важен для развития интеллектуальных способностей ребенка. Детское экспериментирование нацеливает наших детей на добывание знаний как самостоятельно, так и с помощью взрослых. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности - прием пищи, когда дети играют, когда занимаются на занятиях, гуляют, спят. В процессе экспериментирования с новыми объектами ребенок может получить совершенно неожиданную для него информацию. Но разве наблюдательность не является природным свойством ребенка. Оказывается, что нет, это то качество, которое необходимо развивать так же, как развивают у детей память, внимание, логику.

Большую роль в развитии познавательной деятельности детей играют игры- экспериментирования. Задача взрослых - создать условия для детских открытий, научить их видеть волшебство в привычных вещах.

ВАРИАНТЫ СОВМЕСТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ ДОМА.

В ванной комнате разрешите играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами:
•    Куда больше воды поместилось?
•    Куда вода легче набирается?
•    Откуда воду легче вылить?
•    Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?

Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде):
•    Как думаешь, утонет бутылка или нет? Ч
•    то будет, если в нее набрать воды?
•    Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула?
•     Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?
Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.

Уборка комнаты
•    Как ты считаешь, с чего нужно начать?
•    Что для этого нужно?
•    Что ты сделаешь сам?
•    В чем тебе понадобиться помощь?
Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

 Поливка цветов
•    Всем ли растения надо одинаково поливать?
•    Почему?
•    Можно ли побрызгать все растения водой?
•    А рыхлить землю у всех растений?
Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

Ремонт в комнате
•    Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате?
•    На что бы тебе приятно было смотреть?
•     Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?
 Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения