Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Рекомендации родителям, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна

Опубликовано 18.03.2019

Особенности развития. Ребенок раннего возраста с синдромом Дауна проходит те же этапы развития, что и ребенок без нарушения развития, но средние сроки появления навыка запаздывают по сравнению с нормативными.

У детей с синдромом Дауна возрастная разница в сроках появления навыков гораздо больше, чем у их обычных сверстников, но появление отдельных навыков попадают в диапазон возрастной нормы. Взаимная привязанность младенца и родителей, атмосфера любви и заботы, окружающая ребенка в семье, обеспечивают основные условия, необходимые ему для развития. И дети с синдромом Дауна не являются исключением.

Важно знать, что у детей с синдромом Дауна начало установления зрительного контакта может задерживаться на две-две с половиной недели, наблюдается более позднее появление улыбки и ее меньшая выразительность. Дети активно вокализируют в 6 месяцев, что на два месяца позже, чем у их сверстников. Если члены семьи не знают об этих особенностях, им может показаться, что ребенок безразличен и не реагирует на их присутствие. А между тем малыш готов к взаимодействию.

Понимание речи окружающих у каждого ребенка опережает собственную речь. При синдроме Дауна этот разрыв больше по объему словаря и длиннее по времени. Ребёнок понимает о чем идет речь, но не может ответить. Ему трудно выразить свои желания и просьбы, а это мешает его общему развитию и ведет к появлению проблем в поведении.
В раннем детстве двигательное развитие совместно с формированием общения и восприятия являются фундаментом раннего развития. В каждом человеке потребность к движению заложена изначально, и дети с синдромом Дауна не являются исключением, однако формирование двигательных навыков у них происходит иначе, чем у обычно развивающихся сверстников. Умение сохранять статичную позу появляется намного раньше, чем способность к смене поз.

Говоря о двигательной сфере, следует отметить, что у детей с синдромом Дауна мелкие/тонкие движения рук также имеют свои особенности:
1. Вместо движения кистью дольше, чем обычно, используются движения плечом и предплечьем.
2. Ребенку проще фиксировать запястье в нужном положении, положив
кисть руки на твердую поверхность большим пальцем вверх. Необходимость сохранять стабильность запястья без опоры утомляет ребенка, и он теряет интерес к деятельности.
3. Формирование захвата различных предметов у детей с синдромом Дауна происходит в обычной последовательности: ладонный захват, щепоть, пинцетный захват и их промежуточные формы. Однако и здесь отмечаются свои особенности: позже затухает непроизвольный захват, при отсутствие специальной работы возможно длительной застревание на ладонных формах захвата. Сила захвата снижена.

Говоря о степени снижения когнитивного развития, следует отметить, что степень отставания когнитивного развития большинства детей раннего возраста с синдромом Дауна находится в пределах от легкой до средней. Особенности познавательной деятельности не являются единственным фактором, предопределяющим развитие ребенка, которое в значительной степени зависит от его взаимодействия с окружением, в частности, от наличия или отсутсвия стимулирующих условий.

Наилучшее время для формирования культурно-гигиенических навыков приходится на раннее детство. Важно помнить, что в основе их развития лежит предметная деятельность ребенка, которая возникает в процессе его сотрудничества со взрослыми. Сроки формирования навыков самообслуживания зависят как от возможностей ребенка, так и от представлений родителей о том, в каком возрасте можно и нужно обучать его этим навыкам.

Рекомендации родителям:
1. Имитация поведения младенца — повторение издаваемых им звуков, выражения лица
2. Использование «детской речи» - высокий, распевный голос. Темп речи медленный с длинными паузами и повторениями.
3. Использование монолога в форме диалога: при отсутствии сигналов взрослый ведет себя так, будто они есть. Затем происходит постепенный переход от воображаемого диалога к реальному.
4. Смена дистанции при общении: приближеник и удаление от лица младенца.
5. Постоянная тактильная, двигательная и вестибулярная стимуляция: поглаживание, похлопывания, покачивание, тормошение ручек и ножек, нежные объятия и т. д.
6. Грудное вскармливание. Если оно по каким-то причинам не возможно, то при кормлении из бутылочки нужно имитировать позу грудного вскармливания.
7. Правильный подбор игрушек и их место расположение. Игрушки должны быть привлекательны для ребенка, с удобной для захвата ручкой. Подвешивать игрушки следует таким образом, чтобы сначала малыш их касался случайно, а потом он сможет научиться тянуться и ударять рукой по желанному предмету.
8. При общении с ребенком следует использовать «контактные» позы.
9. Во время игры с ребенком необходимо регулировать темп своих действий, все движения производить очень медленно, не забывать делать паузы, необходимые для того, чтобы малыш успел прореагировать.
10. Необходимо уделить особое внимание развитию крупной моторики, т. к. недостаточная сила мышц и эластичность связок затрудняют формирование движений. Развитие крупной моторики позволяет предупредить нарушения других сфер развития. Особенно это касается развития мелкой моторики и познавательной деятельности.
11. Временное использование замещающих навыков
12. Структурирование пространства и создание режима дня помогает ребенку ориентироваться в происходящем.
13. Чтобы помочь ребенку выделить в речевом потоке слова, несущие основной смысл, нужно медленно и понятно называть предлагаемый предмет и совершаемые действия.
14. Используйте многократное повторение простых игр-потешек в сочетании с краткими комментариями.
15. Разговаривая с ребенком, повторяйте за ним звуки и слоги, которые он произносит. Старайтесь, чтобы при этом малыш видел ваше лицо.
16. Разговаривая с ребёнком, делайте паузы, давая ему возможность вам ответить.
17. Пойте распевные песенки, в виде припева можно распевать звуки из «репертуара» малыша.
18. Двигательная и тактильная стимуляция часто вызывает речевую активность ребенка. Гладьте, похлопывайте, подкидывайте — используйте все, что вызывает у него радостное оживление.
19. Стимуляция ребенка в бытовых ситуациях: купание, переодевание, умывание и т.д.
20. Правильная организация кормления.
21. Использование жестов и звукоподражание вместе со словом и демонстрация предмета создают условия для развития экспрессивной речи.
22. Массаж органов речи и речевых зон.
23. Развитие ребенка на положительной эмоциональной базе.
24. Обеспечьте круг общения со сверстниками, и ваш малыш будет тянуться за ними.
25. Проконсультируйтесь со специалистами.