Сценарий праздника.
Возраст: старший дошкольный(5-6 лет)
Разработчики: воспитатель Чайка А.С.,, музыкальный работник Горинова В.К.
Образовательные области: художественно- эстетическая.
Виды деятельности: социально – коммуникативная, игровая, познавательная, музыкальная.
см. Фото
Задачи: формировать представления о труде хлеборобов. Воспитывать уважение к человеку труда, гордость за кубанских земледельцев. Активизировать лексику детей, развивать умение подбирать нужные по смыслу слова, создать обстановку дружеских отношений, развивать желание оказывать помощь окружающим.
Дети входят в зал, их встречает Хозяйка, садятся на места.
Хозяйка. Мир вам, гости дорогие, веселья вам, да радости! Вот и наступила Осень, богатая урожаем и праздниками. Сентябрь – первый осенний месяц. В народе его называли «хмурень», «листопадень». В сентябре и лист на дереве не держится; холоден сентябрь, да сыт. В сентябре праздновали Осенины – встречу осени. Прославляли труд жнецов, богатый урожай, благодарили Осень за доброту и щедрость, за её дары, которые кормят людей всю зиму.
Показываются слайды к тексту Хозяйки.
Ребёнок. Нынче Осенины –
Осени именины;
Нашу Осень прославляем,
От души всех поздравляем!
Песня «Ах, какая осень» муз. Роот.
Хозяйка. Весна красна цветами, а Осень снопами.
Осень, Осень, сноп последний вносим!
Из яровой ярички, из озимой пшенички!
С толокой, обмолокой, с золотым венцом!
До новой весны, до нового лета, до нового хлеба!
(Вносится последний сноп.)
Вот и последний, самый главный сноп готов! Его наряжали, прославляли, вносили в дом, ставили в красный угол и оставляли до следующего урожая – чтобы год был богатым. Жницы вязали снопы, а детки из соломки вязали кукол – стригушек (показывает).
А теперь вокруг снопа вставайте, песню запевайте.
Песня «Кубанское полюшко»
Хозяйка. Самый главный подарок Осени – хлебушек. С незапамятных времён дошёл до нас обычай встречать дорогих гостей хлебом караваем.
Ребёнок. Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом.
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
Ребёнок. Мы гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем!
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником,
Ребёнок. С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб – соль из рук!
Хозяйка. Вот и мы с вами давайте испечём праздничный каравай – Богач.
Игра «Кто с нами»
Хозяйка. А чтоб наш Богач был пышным да вкусным, поможет нам русская печка! Отнесу хлеб в печь (уходит с искусственным хлебом из зала).
Дети. Ой, да печка-сударыня!
Помоги нам, барыня!
Каравай нам испеки,
В дом богатство принеси!
Хозяйка (возвращается). А пока каравай печётся, разговор у нас ведётся. Второй месяц Осени, октябрь – позимник, грязник. 14 октября – Покров, первое зазимье, до обеда –Осень, после обеда – матушка Зима. Когда заканчивались полевые работы, собиралась молодёжь на посиделки.
Показываются слайды к тексту Хозяйки.
Девушки проводили время за любимым рукодельем. А то и песню запоют, плясать пойдут, играть начнут, шуткой перебросятся…
Дети. Потеха – делу не помеха.
- Покров, покрой избу тёсом, а хозяев добром.
- Батюшка Покров, натопи хату без дров!
Игра. (Селезень и утка)
Хозяйка. Третий месяц Осени – ноябрь-полузимник. В ноябре зима с осенью борется. Ноябрь – сентября внук, октября – сын, зиме – родной батюшка.
Показываются слайды к тексту Хозяйки.
14 ноября по народному календарю – день Кузьмы и Демьяна. В народе эти святые считались покровителями ремёсел, кузнечного искусства и женского рукоделия. Денег за свою работу они не брали, отчего и называли их бессребрениками. Вместо денег просили накормить их кашей, потому и именуют их иногда «кашниками».
Каша – это кушанье из сваренной крупы. Само название «каша» означало «пиршество». Нигде в мире не придумали столько разных каш, как на Руси. Не хотите моей вкусной пшённой кашки отведать?
Дети. Хозяину работа, а нам каши охота.
- За крутой кашей и разговор краше.
Из-за печки падает ложка.
Хозяйка. Это кто там балуется?(Из-за печки снова падает ложка, слышен
стук). Ой, ой, ой… мы нашего домового Кузю забыли в
горницу пригласить! Давайте его позовём!
Дети.Уж ты наш домовой,
Мы хотим играть с тобой! (Появляется Кузя).
Хозяйка. Здравствуй, Кузя, чего шалишь?
Кузя. Так вам надобно было меня в дом позвать,
каши подать- я бы и не шалил!
Хозяйка. Ну, Кузьма Кузьмич, уважь, отведай кашки!
Игра «Как у бабушки Наташи».
Кузя пробует кашу, причмокивает.
Хозяйка. Ну как? Хороша каша?
Кузя. Ай, хороша…
Как куснёшь, так и уснёшь,
Как вскочишь – ещё захочешь.
Хозяйка.И то, правда! Недаром русский народ сложил много пословиц о
каше. Давайте-ка, ребятки, вспомним их!
Дети. – Каша – матушка наша.
- Кашу маслом не испортишь.
- Что за обед, коли каши нет?
Кузя.Ишь, какие смышлёные!
А я вот за печкой сижу – лапти вяжу.
Ложкой кашу доедаю,
А потом на ложечках играю.
А ну-ка, разбирайте быстро ложки,
Поиграем вместе мы немножко.
Ребёнок. Деревянная подружка –
Без неё мы как без рук.
На досуге веселушка,
И накормит всех вокруг.
Ребёнок. Кашу носит прямо в рот
И обжечься не даёт.
Ложки, ложечки резные
Зазвенят в один момент,
Не простые, расписные –
Древнерусский инструмент!
Играютна музыкальных инструментах
под звучание русской народной мелодии.
Кузя. Спасибо, потешили вы меня!
Хозяйка. Спасибо тебе, Кузьма Кузьмич, за веселье, да ласку – вот тебе баранок вязку! Будешь за печкой лапти вязать да сушки-баранки сосать.
Кузя. А не поспел ли ваш каравай?
Хозяйка. Пойду, посмотрю.
Входит с караваем.
Праздник наш мы завершаем
Вкусным, пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим!
Кушайте, гости дорогие, поправляйтесь, здоровья набирайтесь!
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!
Угощает всех детей караваем.
Игра «Как у бабушки Наташи»
Как у бабушки Наташи (произносят как бабушка – шепеляво, держа
кончик воображаемого платочка)
Ели пшённую мы кашу (делают «тарелку», показывая в разные
стороны).
Каша вкусная, с дымком (над «тарелкой» рисуют «дым» указ.пальцем)
Каша вкусная, с дымком (меняют руки).
С хлебом (правая рука перед грудью, ладошкой вниз-
«ломоть хлеба»)
С маслом (левую руку кладут на правую «масло»)
С молоком! (соединяют запястья, пальцы, большой палец -
вверх «кружка»)
Взяли мы большую ложку (кулаки, большой палец – вверх, руки разведены
2 – «ложки»
Съели кашу всю до крошки. (по очереди рукой «едят» кашу)
Вот какая каша (тарелка)
У бабушки Наташи!(как в начале).
Игра «Кто с нами?»
Дети идут навстречу друг другу горизонтальными колоннами и поют:
1 колонна спрашивает, 2 отвечает.
- Кто с нами, кто с нами жито молотити?
- Мы с вами, мы с вами жито молотити!
- Кто с нами, кто с нами муку просевати?
- Мы с вами, мы с вами муку просевати!
- Кто с нами, кто с нами тесто замесити?
- Мы с вами, мы с вами тесто замесити!
- Кто с нами, кто с нами пирог выпекати?
- Мы с вами, мы с вами пирог выпекати!
Образуют круг и берутся за руки, всё, как в каравае.
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!