Эмоциональное подкрепление состояния успешности – важная составляющая методического подхода в коррекционной работе с аутичными детьми. Важно в процессе сотрудничества аутичного ребенка со взрослым всячески создавать ситуации успеха. Это является важным условием для личностного развития ребенка.
Ситуации успеха нужно передавать с оттенком особой эмоциональной окрашенности. «Ух ты! Смотри, как здорово у нас получилось!» Проводимые игры и упражнения должны создавать благоприятный эмоциональный фон, который способствует реализации принципа учета эмоциональной сложности материала. Важно стараться сохранять позитивный настрой и уметь передавать его ребенку. Уметь концентрироваться на достижениях ребенка и не замечать его неудачи.
Эмоциональное состояние успешности важно сформировать и закрепить взрослым. Аутичному ребенку всегда лучше предложить менее сложное задания, чтобы ребенок чувствовал себя уверенней, и чтобы это состояние уверенности у него закрепилось. Так, мама одного аутичного ребенка жаловалась, что он никак не хочет и не может собирать кубики их 4-х частей, и тем более пазлы. Маме наглядно было показано, что учить надо, начиная с обычной картинки, разрезанной на 4 части. Взрослый сначала сам собирает все части картинки перед глазами ребенка. Следующей ступенью является то, что взрослый складывает 3 кусочка картинки, а последний предлагает ребенку, чтобы он завершил образ картинки. Этот принцип завершенности необходимо показать на нескольких разных картинках, чтобы ребенок мог осуществить перенос усвоенных навыков. Следующей ступенью будет добавление 2-х кусочков картинки. Эта ступень также отрабатывается на нескольких картинках. И только потом ребенок сможет складывать самостоятельно картинку их всех 4-х частей.
Лишь чуть позже ребенок научится складывать кубики из 4-х частей, а еще позже из 6 частей. И только потом начнет собирать пазлы.
см. Материал полностью
см. Презентацию