Методическая разработка Модульная речевая игра «Комната историй»
Цель: формировать умения составлять предложения, сюжетный рассказ, пересказывать текст; развивать внимание, память, мышление, воображение, связную речь
Задачи:
- Побуждать составлять рассказ, опираясь на сюжетную картину
- Помочь детям понять значенияи правила употребления часто встречающихся в русском языке предлогов (в, за, под, перед, у, около, к и т.д.) и противоположностей ( короткий-длинный, открытый-закрытый, узкий –широкий)
- Обучать ориентации на плоскости (комната), формам (круглые, треугольные, квадратные часы), размерам (большой, маленький и т.д), счету (можно посчитать предметы),цветам
- Стимулировать творческие способности (можно рисовать и добавлять элементы в игру)
- Развивать связную речь детей
- Обогащать активный словарь детей
- Тренировать мелкую моторику
В настоящее время в образовательной деятельности игровые технологии актуальны и эффективны. Играя, ребенок может приобрести новые знания, умения, навыки, подчас не догадываясь об этом. Вот почему на занятиях и в свободной деятельности я широко использую игровые упражнения, дидактические игры. И сегодня вашему вниманию я представлю модульную, обучающую игру «Комната историй» для развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Игра способствует развитию связной речи, внимания, памяти, мышления, воображения, ориентации на плоскости в виде комнаты, мелкой моторики
Игра состоит из 4 фонов пустых комнат и разных элементов.
Она многофункциональна, так как фоны комнат и элементы заламинированы. В эту игру можно играть разными способами. Эти игры можно использовать как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы(2-3 чел.) в режимных моментах.
Игра «Посмотри и повтори»
Цель: развивать внимание, память, мышление, воображение, связную речь; обучать ориентации на плоскости
Ход игры: Воспитатель предлагает внимательно посмотреть на комнату, осмыслить положение каждого предмета, задавая вопросы: «Где стоит шкаф, стул, диван? Где лежит книга, мяч? Где находится окно? и т.д. » (дети могут сами рассказать, какие предметы находятся и в каких местах расставлены) и запомнить. Дети расставляют мебель, предметы и сравнивают с образцом. (если ошибся: «Что не так?»)
Игра «Дизайнер интерьера»
Цель: формировать умение отвечать на вопрос полным ответом; составлять рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений
Задачи:
- активизировать в речи глаголы
- развивать связную речь
- развивать мелкую моторику
Ход игры: Дети самостоятельно расставляют мебель и предметы. Воспитатель спрашивает: « Какие предметы находятся в твоей комнате? В каких местах они находятся? Что делают персонажи?». Дети по очереди составляют рассказ-описание своей комнаты.
Речевая игра « Комната историй»
Цель: способствовать формированию умения прослушивать произведение, воспринимать текст, воспроизводить его, с опорой на картинку
Задачи:
- способствовать формированию умения пересказывать с опорой на картинку, созданной детьми по сюжету рассказа
- развивать грамматическую правильность речи
- обогащение и активизация лексикона
- развитие внимания, образного мышления, памяти
Ход игры:
Дети слушают короткий рассказ (2-3раза). Создают сюжетную картинку по рассказу и пересказывают его.
Эта игра увлекательна и в интерактивном виде.
После того, как дети прослушали текст, начинают по очереди пересказывать, а на экране в это время появляется соответствующая картинка.
Например: « Наступил вечер. Ваня выглянул в окно, а на улице бело. Ваня позвал сестру. Дети долго стояли у окна и смотрели, как падает первый снег. Пришла зима.»
«Посчитай, не ошибись»
Цель: способствуетразвитию умения согласовывать существительные с числительными 1-2-3-4-5
Ход: Ребенок выбирает персонажа (хозяина комнаты). Создает для него интерьер: воспитатель говорит местонахождение объекта, ребенок определяет на плоскости комнаты. Воспитатель в процессе игры предлагает посчитать мебель, одежду, детей и т.д..
Эта игра также существует в интерактивном виде.
Благодаря ярким картинкам ребенок увлечен процессом. А это является одной из главных задач воспитателя.