Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Север и его обитатели

Опубликовано 22.03.2018

Проект в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Учитель-логопед Гребенникова Жанна Сергеевна
Воспитатель Макарова Любовь Дмитриевна, Февраль 2018

см. Презентация. Арктика и Антарктика
см. Презентация. Тундра. Проект север

Тип проекта: познавательно-игровой.
Вид проекта: краткосрочный с 19.02 по 22.02.18
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности, педагоги, родители.
Актуальность: В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно формировать у детей интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Поэтому необходимо уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, развивать интерес к познанию нового, малоизвестного, не встречающегося в повседневной жизни детей ЮФО.
Обоснование проблемы:
недостаточные представления детей о животных севера, его климате, природных явлений, условиях жизни людей (особенности внешнего вида, место обитания, пища)
Цель:
Развитие связной речи детей, знакомство с климатической зоной севера, расширение знаний детей о животных севера, птицах, условиях жизни людей.

Задачи проекта:

Способствовать формированию потребности в приобретении новых знаний о животных;
Побуждать к получению новой информации;
Способствовать развитию умения называть и описывать характерные особенности животных, составлять описательные рассказы.
Содействовать развитию умения находить отличия и сходства среди животного мира севера.
Привлечь родителей к образовательной деятельности в детском саду посредством сопровождения ребенка в поисках необходимой информации в журналах, книгах, интернете, в оказании помощи в изготовлении продуктов проекта.

Ожидаемые результаты:
У детей сформированы навыки поисковой деятельности по изучению
животных Арктики и Антарктики, особенности их внешнего вида; места обитания, питания.
Дети умеют читать стихи о животных, загадывать загадки; определять животных по внешнему виду; собирать разрезные картинки.
Умеют рисовать, лепить из пластилина и  проецировать свои знания в изготовлении макета.
Методы проекта:
Беседы
Чтение литературных произведений о животных севера
Игры
Творческая деятельность детей (изготовление продукта проекта – обучающего макета)

Этапы реализации:
1 этап подготовительный
Изучение условий для реализации проекта, подбор и систематизация наглядно-дидактического материала, создание РППС.
Информирование и привлечение родителей к проектной деятельности, согласование по совместной деятельности, участие в подборе информации по теме проекта.
2 этап основной
Социально-коммуникативное развитие
Беседы: «Животные севера», «Кто такие пингвины?».
Ситуативный разговор: «А почему белый медведь не ложится в спячку?», «Зачем моржу бивни?», «Чем отличается Арктика от Антарктиды?»
Проблемная ситуация «Почему белые медведи не живут в лесу?»
Художественно-эстетическое развитие.
Лепка «Белый медведь»
Поделка из бросового материала «Пингвин»
Рисование «Пингвин», «Белый медведь», «Северное сияние»
Конструктивно-модельная деятельность макет «Север»
Познавательное развитие
НОД «Животные Арктики».
Дидактические игры «Собери картинку», «Угадай, кто это?», Четвертый лишний», «Кто чем питается?», «Найди отличия»
Рассматривание иллюстраций пособия «Животные севера», Рассматривание энциклопедий.
Речевое развитие
Приобщение к художественной литературе
 «Белёк». «Почему олень быстро бегает»(эвенкийская сказка, «Отчего у медведя нос черный» (юкагирская сказка)
Составление рассказов по картинкам «Северный олень», «Пингвины», «Белый медведь»
Рассматривание картин. Вохринцева Светлана «Животные Севера».
Физическое развитие
П/И «Волк и олени», «Охота на куропаток», «Важенка и оленята», «Белые медведи».
Физминутки: «Вы видали?», «Пингвины».
Пальчиковые игры: «Животные севера», «Пингвины».
Проблемные ситуации «Почему у медведя черный нос?», «Почему олень быстро бегает?»
3 этап заключительный
1. Выставка продуктов детского творчества по теме проекта
2. Итоговое мероприятие – презентация макета детям – старшего дошкольного возраста.
Заключение
Проект был рассчитан на то, чтоб познакомить и расширить знания детей о севере (ПО ЗАПРОСУ ДЕТЕЙ) . Дети познакомились с характерными особенностями животных севера, с природными зонами АРКТИКИ, АНТАРКТИКИ, ТУНДРЫ., С условиями жизни местных жителей.
Литература
1. С. Н. Николаева «Юный эколог» Система работы в подготовительной группе детского сада»
     2. Интернет ресурсы maam.ru, ns portal

Приложение

«Отважный пингвинёнок».
Г. Снегирёв

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его
сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул,закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённопосмотрел на море. Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
 «Белёк».
Куда ни глянешь, вокруг одни льды. Белые, зеленоватые, блестящие насолнце. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал вольдах наш корабль. И вдруг я увидел два чёрных глаза. Они смотрели на менясо льдины,медленно проплывавшей мимо.
— Стой! Стой! Кто-то за бортом! — закричал я.
Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и
вернуться к льдине. Льдина была покрыта искрящимся снегом. И на снегу, как на одеяле, лежал белёк — детёныш тюленя.
Тюлени оставляют своих малышей на льду, и только утром приплывает к бельку мать, покормит молоком и опять уплывает, а он весь день лежит на льдине, весь белый, мягкий, как плюшевый. И если бы не большие чёрные глаза, я его не заметил бы. Положили белька на палубу и поплыли дальше.
Я принёс ему бутылочку молока, но белёк пить не стал, а пополз к борту. Я оттащил его обратно, и вдруг из его глаз покатилась сначала одна слеза,
потом вторая, и так и посыпали градом. Белёк молча плакал. Матросы
зашумели и сказали, что надо скорее положить его на ту льдину. Пошли к
капитану. Капитан поворчал-поворчал, но всё же развернул корабль. Льды ещё не сомкнулись, и по водяной дорожке мы пришли на старое место. Там белька снова положили на снежное одеяло, только на другую льдину. Он почти перестал плакать. Наш корабль поплыл дальше.

«Отчего у белого медведя нос чёрный»
(юкагирская сказка)
Белый медведь по зимней тундре идёт – его не заметишь.
Со льдины на льдину перескакивает – будто ветер снегом кидается. На берегу станет – как кочка, снегом прикрытая.
Но всё это только тогда, когда медвежьего носа не видно.
Потому что нос у него – чёрный. Кругом всё бело, а чёрный мячик по льдине скачет – медведь бежит. Из-заноса своего остаётся очень часто ни с чем – все от него удрать успели!
В давние времена, однако, медведь весь белым был. И нос у него был белый.
Тогда он не только к моржу или нерпе легко подкрадывался, но и к человеку не боялся близко подходить.
Охотники в тундру уйдут, а он к стойбищу подходит, женщин и детей пугает, еду крадёт.
Надоело это людям, решили они медведя проучить.
Охотники уехали из стойбища – медведь это видел.
А вот как они тихо назад вернулись - он не заметил и вздумал, как всегда, сушёной рыбы у людей взять, детей напугать.
Пришёл. Тут-то охотники и выбежали ему навстречу. У каждого в руке головешка от костра.
Медведь бросился в одну сторону, в другую – всюду охотники, собаки, огонь.
Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал чёрным.
Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные сводил. Шерсть новая отросла, белой стала. А нос так навсегда и остался чёрным.
Сперва медведь не понял, в чём дело: никого поймать не может! Все от него убегают! Потом сообразил: звери его чёрный нос видят! Теперь, когда медведь к тюленям или нерпам крадётся, он нос лапой закрывает. Вот какой хитрый!
А с людьми с той поры он встречаться не любит. Лучше от них прочь да подальше!

Физминутка

Как олени быстро скачем (бег с высоким подниманием колен)
И попрыгаем как мячик (прыжки на двух ногах)
Как метель мы покружились (кружимся)
А теперь остановились.
Мы немного отдохнем (вдох-выдох)
И затем пешком пойдем.
Опустили руки вниз
И на льдинки все садись. (присесть на "льдинки", на них контурные изображения оленя и моржа).
Вот мы и на месте. Посмотрите, кто это? (олень и морж).

Пальчиковая гимнастика «Белые медведи»

Белые медведи мороза не боятся (поочередно соединяюь большой палец правой руки с остальными)
Нравится им в море ледяном купаться (поочередно соединяют большой палец левой руки с остальными)
Не страшны им в Арктике клыкастые моржи (ритмично сжимают и разжимают кулачки)
На рыбу и тюленей охотятся они (хлопают в ладоши).

Пальчиковая гимнастика «Животные Севера».

Кто на Севере живет? (Хлопки в ладоши – удары кулачками
Кто там ест и кто там пьет? попеременно)
Звери необычные, к холоду привычные
Вот песец из норки смотрит, (Соприкосновение подушечек пальцев с
большим пальцем, образовывая «колечки»).
Белый мишка важно ходит, (Пальчики «шагают»).
Ну, а морж, как капитан, (Ладони «лодочкой» двигаются вперед).
Покоряет океан

Загадки.

Ночью ухает: «Ух – ух!»
Съем любого, кто лопух.
Догоню, когтями – цап!
Утащу и съем во льдах.
У меня желты глаза,
Перья тонки, белы,
Клюв короткий и кривой –
Я охотник смелый.
(Полярная сова).

Длинный мех бел, как снег.
Ест тюленей и рыб на обед.
Он отличный пловец
И заботливый отец.
Трёхметровый великан,
Весит тыщу килограмм!
И в любую непогоду
Спрячет деток он в берлогу.
(Белый медведь).

В океане тёмно – синем,
Лапой выудив моржа,
На полярной скользкой льдине
Я дрейфую не дрожа.
(Белый медведь).

В бурном море поохотясь,
С белой пеной на боках
Из холодных вод выходим
Мы на ластах и китах.
(Моржи)

Толстый в складку богатырь
В ластах и безухий.
Ковыряет с дна морского
Раковин покушать.
У него клыки, как сабли,
Мех короткий, но густой
Угадайте –ка ребятки,
Что за богатырь такой.
(Морж)

Шерсти я имею мало,
Но среди полярных льдов
Жир меня, как одеяло,
Бережёт от холодов.
(Морской котик)

Хвост поджав, во льдах ночую,
Выношу мороз любой.
(Песец)

Я по северу кочую
В тёплой шубе голубой.
Что за хищник за такой,
С шерстью бело – голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны
Для него всегда вкусны.
На лису похож немного,
Тоже псовая порода.
(Песец)

Корешки морошки гложем,
Мох грызём в конце концов.
Но без тундры жить не можем,
Хоть пугаемся песцов.
(Лемминги).

Олень от них убегает –
А они не отстают. (Нарты)

Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга
(Олень)

Раскидистые ветки
Ношу на голове.
На Севере холодном
Приходится жить мне.
Лишайник, мох и травку
Весной и летом ем.
Зимой людей на санках
Вожу на радость всем. (Олень)

Утоляем голод мхами…
Пусть укрыла их пурга,
Как лопатами, рогами
Разгребаем мы снега.
(Олень).

В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье?
(Олень)

Радость пастуха оленевода
На четырёх палочках стоит,
Обсохнет – за мамой побежит. (Новорождённый оленёнок)

Она, как снег, от солнца прячется.
А мышки – от неё. (Сова)





Конспект комплексного занятия по развитию речи «Животные Севера» в подготовительной группе
Образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей:
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Физическое развитие
Цель: закрепить знания детей о животных Севера, их детенышах.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление представлений о природе, погоде, животных Севера (их внешнем виде, детенышах).
- уточнение, расширение словаря по теме «Север» (Север, северный полюс, северное сияние, животное, белый медведь, морж, пингвин, северный олень, рога, копыта, шерсть).
Развивающие:
- развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные:
- воспитывать в детях доброжелательность, самостоятельность, бережное отношение к природе, животным.
Словарь:
-существительные: белый медведь, морж, северный олень, пингвин, Север, лед, океан, ветер, снег, метель, туловище, голова, шея, рога, лапы, шерсть.
-прилагательные: белый, неуклюжий, большой, мохнатый.
-глаголы: плыть.
Оборудование: разрезные картинки для игры «Собери картину»,
предметные картинки с изображением животных Севера, их детенышей, глобус
Предварительная работа: разучивание физминутки, чтение книг, рассматривание иллюстрации, разучивание стихов по теме.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Логопед: Я знаю, вы все любите путешествовать. Я предлагаю отправиться в путешествие на крайний север, в Арктику. Только чтобы нам не заблудиться, нужно сначала отыскать Арктику на глобусе.
Дети подходят к глобусу.
Логопед: Ребята, давайте вспомним что такое глобус?
Дети: модель земли, где живут все люди.
Логопед: Какие цвета вы видите на глобусе, и что они означают?
Дети: голубой и синий цвета-это вода, зеленый цвет — это ровные участки земли, желтый цвет — это пески, пустыни, коричневый — горы, белый цвет — снег и лед.
Логопед: Так где же мы будем искать Арктику?
Дети: на севере, на макушке глобуса.
Логопед: Молодцы! Лед в Арктике никогда не тает, там Северо-Ледовитый океан закован льдами. В Арктике, солнце зимой не показывается на небе, длится полярная ночь. За то в ночном небе бывает северное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями, очень красивое зрелище. Итак, мы отправляемся в путь на Крайний север?
-Как вы думаете, на чем мы можем добраться быстрее всего на Север?
-Правильно, на самолете. Полетели.
Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре – полетел наш самолёт.
Посмотрите, ребята, какая снежная гора на нашем пути и за ней кто-то спрятался. Посмотрим и назовем этих животных.
2. Отгадайте загадки:
• Мех короткий, но густой
Есть клыки и ласты
В складку богатырь такой
Толстый и опасный. (Морж).
- Чем покрыто тело моржа? (Жиром).
- Зачем моржу столько много жира? (чтоб не замерзнуть в холодной воде).
- Как называются ноги моржа? (ласты).
- Морж какой? (клыкастый, неуклюжий).
- Что есть у моржа на мордочке? (Клыки).
- Для чего они нужны моржу? (Длинные клыки нужны, чтобы защищаться от врагов, помогать при движении).
• Живет в краю холода, снега и льда,
Ему не страшна ледяная вода,
Не ленится рыбку ловить каждый день,
Зовется животное это… тюлень
Cтихотворение про тюленя.(читают дети)
Может плавать целый день
В ледяной воде тюлень!
На холодном льду лежит,
И не мёрзнет, не дрожит.
- Чем покрыто тело тюленя? (Шерстью).
- Что делает с помощью ласт? (Передвигается в воде, на суше).
Ребята, а какое самое главное животное Севера? (Белый медведь).
Весит много килограмм
Это белый великан
Он на льдине поплывет,
Рыбу на обед найдет (Белый медведь)
Ребёнок (учил стихотворение дома).
Этот мишка снежно-белый –
Самый крупный, самый смелый!
Он всю жизнь живёт в снегу,
На холодном берегу.
Мы – ваши добрые соседи,
Мы – … (дети: «Белые медведи»).
- Какой он? (Большой, сильный).
- Чем покрыто тело? (Шерстью).
- Какая шерсть у белого медведя? (Густая, теплая, поэтому в самый лютый мороз ему не холодно).
- На кого охотиться белый медведь? (На рыбу, тюленей, моржей).
- Зачем медведю мех на лапах? (Чтоб не скользить по льду).
- Зачем медведь закрывает нос лапой, когда идет на охоту? (Чтоб его не заметили).
-Зачем белому медведю белая шкура? (Чтоб не заметно охотиться).
Все животные севера приспособились к жизни в холоде. У них у всех есть толстый слой жира, толстая кожа, теплая густая шерсть. Лапы и копыта широкие. У животных, которые проводят много времени в воде есть ласты.
3. Дидактическая игра «Один-много»
Мы с вами увидели разных животных и здесь их очень много.
- Я называю одного животного, а вы называете, когда их несколько.
Один тюлень (много тюленей)
Один морж (много моржей)
Один песец (много песцов)
Один медведь (много медведей)
Один северный олень (много северных оленей).
4. Физкультминутка «О севере»
По ледяной пустыне (идут по кругу вперевалочку, медленно)
Медведица идет.
За нею медвежата (убыстряют шаг)
Торопятся вперед.
Трещит мороз жестокий, (обнимают себя руками)
Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)
По полынье холодной
За нерпой морж плывет. (идут, делают гребки руками)
Бегут, спешат олени, (руки скрестно над головой – «рога», бегут)
Им веден путь едва (высоко поднимая колени)
Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)
Полярная сова.
5. А теперь я проверю, что вы запомнили о животных севера. Предлагаю поиграть.
Игра с мячом (воспитатель бросает мяч и говорит первую фразу, ребенок продолжает):
У медведя не ноги, а….… лапы,
У совы не руки, а ….…. крылья,
У моржа не зубы, а ….…. клыки,
У тюленя не руки, а …. …. ласты,
У медведя не лицо, а …. ….морда,
У касатки не руки, а …. ….плавники,
Упражнение "Нелепицы" (закрепление знаний по теме, развитие слухового внимания и связной речи)
Послушайте предложения, расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?
Логопед. Белый медведь живёт в жарких странах.
Дети. Белый медведь живёт на Севере.
Логопед. Тюлень охотится на белого медведя.
Дети. Белый медведь охотится на тюленя.
Логопед. Тюленёнка называют белячок, потому что он… черный.
Дети. Тюленёнка называют белячок, потому что он белый.
Логопед. Морж клыками ловит рыбу.
Дети. Морж клыками цепляется за льдины.
6.(СОБЕРИ КАРТИНКУ)
-Ребята, у меня были фотографии, но они заледенели и случайно разбились.
Давайте пройдем за столы и соберем их. (Собирают)
Собрали? А сейчас, назовите, пожалуйста, животное, которое изображено на вашей фотографии и его детеныша.
7.Показ презентации «Арктика и Антарктика»
Рассказ о климате и полярниках
8. Итог занятия.
Ребята, наше путешествие подошло к концу. Наш самолёт отправляется обратно в сад.  Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре – прилетел наш самолёт.
Понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего запомнилось?
Логопед Ребята, смотрите, у нас с вами снова появилась большая коробка, кто-нибудь догадался для чего она нам пригодится?
Правильно, чтобы ничего не забыть про наше путешествие, мы будем сами изготавливать игру-макет о севере.


Презентация Арктика, Антарктика (распечатать вставить)
Конспект НОД в старшей логопедической группе «Животные севера» используя мнемотехнику
 Учитель – логопед:
Цель НОД: развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники при закреплении темы: «Животные севера»
Задачи НОД:
Образовательные: • обобщить лексический материал по теме «Животные севера»; • способствовать закреплению знаний у детей об окружающем мире; • закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.
Развивающие: • способствовать развитию образного и логического мышления; • способствовать развитию зрительной и слуховой чувствительности; • совершенствовать связную речь в ходе рассказов по темам НОД • развивать общую моторику, мелкую моторику пальцев, координацию движений. • развивать слуховое и зрительное внимание. • развивать эмоционально-волевую сферу детей.
Воспитательные: • воспитывать бережное отношение к окружающему миру; • воспитывать сочувствие и желание помочь.
ХОД НОД:
1.    Здравствуйте, ребята! Видео-письмо от полярников Ой, это видео –письмо пришло , посмотрим…  (видео-письмо, запись)(текст) Внимание, внимание, говорит начальник полярной станции «Дружная»!!! на дрейфующей льдине уплыла мама медвежонка Умки, пока она не вернулась, ребята!!! помогите его утешить. Вы могли бы рассказать ему о животных Севера? ................. Он еще совсем маленький и плохо знает Арктику. Логопед: Ребята, вы поняли, что случилось? Умка остался совсем один, маленький и беззащитный. Полярники просят нас помочь ему. Поможем медвежонку? Давайте расскажем ему о Севере и о том, что он живет там не один, что бы не боялся. Ребята, где живет Умка?(ответы детей на севере) Еще север называют Арктика или Северный полюс. Да, это самое холодное место у нас на планете. Видите на глобусе оно показано белым цветом. Артика занимает все острова Северного ледовитого океана. Там царство вечной мерзлоты. Зима очень длинная, а лето короткое и холодное. Там никто не живет. Но ученые - полярники изучают природу и животных Арктики.
2.    Логопед. Да на севере все покрыто белым снегом, но там есть одно природное явление. Чудо чудное, диво дивное, которое называется Северное или Полярное сияние. Давайте возьмем защитные очки и посмотрим на наш волшебный экран. И ты Умка любуйся. (упражнение «Очки» - пальцы складываем как очки и прикладываем к лицу) (показ видео» Северное сияние»)
Логопед: Что за чудо-чудеса: Загорелись небеса! Ой, горит, пылает пламя Над сверкающими льдами! Никого за тучей нет, 5 Не пекут там хлеба Это свет, холодный свет Северного неба. Ребята. Вам понравилось это явление природы? Как оно называется? (ответы детей) Посмотрите и Умке понравилось. Да, на севере очень красиво. Там живет много животных, птиц, а северные моря богаты рыбой. -Умка слушай и запоминай. Тебе ребята сейчас назовут этих животных. (называют) - Каких животных Крайнего Севера вы знаете?.
- Морж, тюлень, белый медведь, песец и т. д.
Животные хорошо приспособлены для жизни в суровых условиях северного полюса. Многие из них – большие по величине и покрыты толстым слоем подкожного жира, что помогает сохранить тепло, у других животных - тёплая густая шерсть. У животных, которые проводят много времени в воде, есть ласты.
- Расскажите, что вы знаете об этих животных (по схеме). Логопед напоминает значение схем и начинает рассказ: «Это морж. Он живет на севере.». На экране - изображение животных. Дети продолжают рассказ логопеда по отдельным карточкам схемы; затем составляется рассказ о белом медведе одним ребенком полностью по схеме, прикрепленной на мольберте. Затем логопед задает вопросы на закрепление знаний:
Морж.  - Чем покрыто тело моржа? (Жиром).
- Зачем моржу столько много жира? (чтоб не замерзнуть в холодной воде).
- Как называются ноги моржа? (ласты).
- Морж какой? (клыкастый, неуклюжий на суше, ловкий в воде, ластоногий, сильный).
- Что есть у моржа на морде? (Клыки).
- Для чего они нужны моржу? (Длинные клыки нужны для защиты от врагов, помогать при выходе из полыньи, движении по льду).
Тюлень
- Чем покрыто тело тюленя? (Шерстью).
- Что он делает с помощью ласт? (Передвигается в воде, на суше)
- Почему тюлени не мёрзнут в ледяной воде?
- У них много жира.
- Тюлень какой? (белый, красивый, ластоногий).
- Белый медведь.
Белый медведь (Показ слайда 7.).
- Какой он? (Большой, сильный, толстопятый).
- Чем покрыто тело? (Белой шерстью).
- Какая шерсть у белого медведя? (Густая, теплая, поэтому в самый лютый мороз ему не холодно).
- На кого охотиться белый медведь?
- На рыбу, тюленей, моржей.
- Зачем медведю мех на лапах?
- Чтоб не скользить по льду.
- Зачем медведь закрывает нос лапой, когда идет на охоту?
- Чтобы не заметили его черный нос.
- И последнее задание, на смекалку: Почему белый медведь не охотиться на пингвинов?
- Пингвины живут на южном полюсе, в Антарктиде.
Игра «Чья семья?»
- Морж, моржиха и моржонок – это семья моржа
- тюлень, тюлениха и тюлененок – это тюленья семья. (белёк)
- медведь, медведица и медвежонок – это медвежья семья.
Игра «Сосчитай тюленей, моржей, медведей».
Один тюлень – два тюленя – три тюленя – четыре тюленя – пять тюленей;
Один морж – два моржа – три моржа – четыре моржа – пять моржей;
Один медведь – два медведя – три медведя – четыре медведя – пять медведей.
Сюрпризный момент.
- У нас в гостях белый медвежонок «УМКА».
- Ребята, давайте поможем «Умке» найти удобное место для отдыха на льдине. Игра «Где находится «Умка» (употребление предлогов)
-УМКА где стоит?
- У льдины. За льдиной. Возле льдины. Перед льдиной.
УМКА где спрятался?
- За льдиной.
- УМКА где отдыхает?
- На льдине.
3.    Подумайте и скажите, (игра смячом)
если у медведя толстые лапы, то он какой?……(толстолапый)
У тюленя ласты – ноги, он ……..(ластоногий)
У песца острые зубы, он какой?.........(острозубый).
 У моржа толстая кожа, то он…….(толстокожий)
У зайца длинные уши, он ……(длинноухий)

Речь с движением «Северная страна».

Где всюду холод, лёд и тень, (Дети обнимают себя за плечи)
Полгода – ночь, полгода – день. (Закрывают глаза ладонями, затем
открывают)
Из льда здесь люди строят дом. (Поднимают руки над головой – «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (Ладонями показывают льдины)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами,
руки разводят в стороны)
и птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)
Лишь мишка белый, словно иней (Подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни.
Разучивание стихотворения «Мишка- рыбак»
Белый мишка на рыбалку
 Не спеша идет в развалку,
Знает мишка-рыболов,
Что богатый ждет улов!
4.    Связная речь. Чтение логопедом сказки «Отчего у белого медведя нос чёрный»
(юкагирская сказка)
5.    Беседа по сказке.
6.    Пересказ детьми.
Белый медведь по зимней тундре идёт – его не заметишь.
Со льдины на льдину перескакивает – будто ветер снегом кидается. На берегу станет – как кочка, снегом прикрытая.
Но всё это только тогда, когда медвежьего носа не видно.
Потому что нос у него – чёрный. Кругом всё бело, а чёрный мячик по льдине скачет – медведь бежит. Из-заноса своего остаётся очень часто ни с чем – все от него удрать успели!
В давние времена, однако, медведь весь белым был. И нос у него был белый.
Тогда он не только к моржу или нерпе легко подкрадывался, но и к человеку не боялся близко подходить.
Охотники в тундру уйдут, а он к стойбищу подходит, женщин и детей пугает, еду крадёт.
Надоело это людям, решили они медведя проучить.
Охотники уехали из стойбища – медведь это видел.
А вот как они тихо назад вернулись - он не заметил и вздумал, как всегда, сушёной рыбы у людей взять, детей напугать.
Пришёл. Тут-то охотники и выбежали ему навстречу. У каждого в руке головешка от костра.
Медведь бросился в одну сторону, в другую – всюду охотники, собаки, огонь.
Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал чёрным.
Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные сводил. Шерсть новая отросла, белой стала. А нос так навсегда и остался чёрным.
Сперва медведь не понял, в чём дело: никого поймать не может! Все от него убегают! Потом сообразил: звери его чёрный нос видят! Теперь, когда медведь к тюленям или нерпам крадётся, он нос лапой закрывает. Вот какой хитрый!
А с людьми с той поры он встречаться не любит. Лучше от них прочь да подальше
9. Друзья мои, вы слышите. Звучит песня «Колыбельная медведицы» Это колыбельная песня, пойдемте посмотрим на экран. Какая радость, медведица вернулась и они опять вместе. Умка любит играть с мамой и кататься на ней верхом. Все мамочки на свете очень любят своих малышей, мама Умку покормила обняла и укладывает спать.




Конспект занятия  подготовительной группе для детей с ОНР

«Тундра»
Цель: Развитие связной речи детей; Создание предпосылок для развития саморегуляции и речевой инициативы.
Задачи:
Обогащение знаний детей о природной климатической зоне севера в рамках реализации проекта «Обитатели севера»
Развитие связной монологической речи.
Совершенствование аналитико синтетической деятельности. Анализ предложения.
Развитие общей моторики.
Ход
1.    Припоминание особенностей жизни в Арктике.

2.    Логопед обращает внимание детей на глобус. Замечают, что южнее северного полюса есть зеленые пространства.
Логопед сообщает о климатической зоне севера –Тундре.
3.    Презентация (климат, ландшафт, растительный и животный мир, люди)
4.    Подвижное упражнение «У Оленя дом большой»
5.    Составление предложений по слайдам презентации.
6.    Анализ предложений. Выкладывание схем.
7.    Подведение итогов путешествия на север. Подготовка рассказов для презентации макета «Север» детям других групп.
Презентация «Тундра»  Распечатать и вставить
Взаимодействие с родителями
Участие в создании макета. Пополнение материалами творческой мастерской.
-подбор: пенопласта, коробок, гипса, палочек, шкурок.
Просмотр с детьми видео фильмов о Севере, мультфильма про медвежонка Умку, мамонтенка.
Заучивание стихотворений о северных животных; подбор энциклопедии, чтение детям художественных произведений по теме.
Просмотр презентации макета « Север»