Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Путешествие в прошлое

Опубликовано 26.12.2014

Интегрированное занятие по кубановедению с использованием цифровых образовательных ресурсов в средней группе.

Воспитатель Туманова Татьяна Владимировна
МБДОУ ДС ОВ № 21 ст. Азовской МО Северский район
Дата проведения: 18.11.2011г.

Цель: приобщать детей к историко-культурным ценностям кубанского края
Задачи:
1. Знакомить детей с историческим прошлым родного края;
2. Формировать представления об особенностях жизни кубанского народа в прошлом;
3. Закрепить знания о домашних животных и их жилищах;
4. Формировать представлений о труде взрослых в прошлом;
5. Расширять кругозор детей;
6. Обогащать словарь детей, знакомить с новыми словами;
7. Учить слышать и выделять первый звук в слове;
8. Закреплять порядковый счет;
9. Закреплять умение устанавливать соотношения больше - меньше, поровну; отражать в речи результат сравнения.
Оборудование:
1. вышитый рушник
2. картинки: плетень, летняя печь, домашние животные, кубанское подворье
3. муляжи овощей
4. палки-лошади
5. русская печь
6. старинная фотография казака и казачки
7. сундук
8. чугунок с вареной картошкой
Предварительная работа:
1. занятие «Как жили раньше»;
2. беседы «Кубанский быт», «Казачье подворье»;
3. рисование «Праздничный рушник»;
4. аппликация «Казачий плетень»;
5. рассматривание фотографий, иллюстраций по теме.
Ход занятия
Воспитатель: показывает детям вышитый рушник и спрашивает:
 Как эта вещь называется и для чего используется?
Ответы детей
- Это не простой рушник, а волшебный. С его помощью мы с вами можем отправиться в прошлое, в те времена, когда жили наши прабабушки и прадедушки.
Закройте глазки. Я проведу по вашим ручкам волшебным рушником и мы окажемся в далеком прошлом (проводит по детским рукам)... Открывайте глазки...
Дети открывают глаза, их встречает хозяйка-казачка.

Казачка: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать к нам в гости!
Слайды «Плетень», «Хата»,
-  Ребята, что это такое?
Дети: Это плетень, он служил забором.
Казачка: Проходите, гости дорогие, покажу вам свое хозяйство.
Слайд  (Огород с овощами). Вот, урожай поспел, пора его собирать.
- Дети, когда люди собирают урожай?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Давайте поможем нашей хозяюшке собрать урожай.

Игра «Соберем урожай»

Казачка: Спасибо вам за помощь. Отнесу я эти овощи в погреб.
Воспитатель: Ребята, что такое погреб?
Дети: Это помещение для хранения овощей.
Казачка: Знаете ли вы где хранится зерно и мука?
Дети: Это помещение называется амбар.


                                                Беседа о хлебе
Показ слайд

Казачка: Все правильно. И погреб и амбар есть у меня на подворье. А еще у меня есть летняя печь.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, для чего казаки выкладавали печь во дворе?
Дети: Потому что летом в хате будет очень жарко, если топить печь, а топить ее необходимо, т. к. нужно готовить еду.
Казак: У меня есть еще колодец, навес для повозок. Это сейчас люди ездят на машинах и автобусах, а раньше этого транспорта не было, люди запрягали лошадей в повозки и так ездили.

Воспитатель: А где же лошади живут?
Дети: На конюшне.
Казак: У нас, кроме лошадей, живут и другие домашние животные: коровы, куры, свиньи.

Показ слайд
Дидактическая игра «Кто, где живет?»

Казачка: Лошади-главные помощники казаков. На них и пахали и сеяли, ездили в поле за сеном и вывозили навоз. И, конечно же, ездили на ярмарку и в гости. Казачат уже с пяти лет сажали в седло. А вы хотите почувствовать себя казачатами?

Подвижная игра «Скачки на лошадях»

Казачка: Славно вы скакали, устали. Да и лошадки притомились. Отведем их на конюшню, и сами отдохнем.
-  А где живут люди?

Показ слайд

Дети: В домах.
- Как раньше называли дома?
Дети: Хаты.
Казачка: Хаты строили из самана.
Воспитатель: Дети, кто знает, что такое саман?
Дети: Это кирпичи из глины и соломы.
Казачка: Верно. В теплый день собирались родственники, соседи и строили дом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, а мужчины формировали ее в кирпичи, сушили и выкладывали стены. Кладку обмазывали глиной, затем белили. Крыши крыли соломой или камышом.
(Дети «заходят» в хату)
Казачка: Самая большая достопримечательность-русская печь. Ею не только отапливали помещение, но и готовили в ней еду. Так же на ней спали дети и старики.
А самое святое в хате - «красный» угол. Кто знает, что это такое?
Дети отвечают.
Воспитатель с детьми все рассматривают.
- А что это за фотография?
Казачка: Это мои родители.
- Ребята, обратите внимание как люди раньше одевались.
Дети описывают одежду, сравнивают с современной.
- Ребята, оглянитесь вокруг. Здесь нет шкафов. Где же казаки хранили свою одежду?
Дети: В сундуке.
Казачка рассказываето том, что в сундук девушки собирали приданное.
Казачка: Ой, утомила я вас своими рассказами. А ведь у меня уж и обед поспел.
Воспитатель: Вы знаете, что кушали казаки?
Дети отвечают.

Казачка достает из печки чугунок, угощает детей вареной картошкой.

Воспитатель: Спасибо, тебе, хозяюшка. А нам пора возвращаться в детский сад.
Дети закрывают глаза, воспитатель проводит по ним рушником. Дети открывают глаза и оказываются в детском саду.