Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Субъект-субъектное взаимодействие

Опубликовано 05.03.2020

Организация субъект - субъектного взаимодействия участников образовательных отношений в ДОО. Практические аспекты (консультация для педагогов).

Субъект-субъектное взаимодействие подразумевает выделение воспитанника как субъекта, признание его ключевой ценностью всего воспитательно-образовательного процесса, развитие его способностей на основе индивидуальных возможностей.

см. Презентацию

Субъектность взаимодействия – это неотъемлемое требование к организации образовательного процесса.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» обозначены участники образовательных отношений, взаимодействие между которыми должно строиться на основе субъект-субъектных отношений.

Тоже прописано в ФГОС ДО. Здесь раскрывается смысл данного понятия.

Появилась необходимость изменения роли воспитанника - из объекта, на которого направлена деятельность, он превращается в активного участника образовательного процесса.

Необходима такая системная и сознательнаяорганизация ситуаций, в которых у ребенка формируется готовность к участию в деятельности в качестве «со-деятеля», «со-участника» и «со-творца», тогда появляется возможность обращать результат «для себя» в результат «для всех», желание делиться творческими «находками», делая общим достоянием не только  конечный продукт, но и путь решения проблемы

Такие отношения подразумевают направленность педагога на возможности обучающихся, построение таких взаимоотношений в ходе воспитательно-образовательного процесса, которые направлены на создание условий самовыражения, самореализации, самостоятельности каждого ребенка, избирательности к предметному содержанию; на раскрытие, опору и максимальное использование его субъектного опыта; на стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий, без страха допустить ошибку; на стремление к применению активных форм общения в совместной деятельности (диалог, обсуждение, аргументация, дискуссия), стремление выслушать и понять ребенка, принять предлагаемый им способ решения задачи, не давая собственного «правильного» ответа.

Таким образом, взрослый руководит активностью ребенка, обеспечивает комфортные, безопасные условия, учувствует в поисковой деятельности.

Возникает вопрос – как сделать процесс взаимодействия субъектным?

Первый шаг – изменение отношения к участникам образовательного процесса. Необходимо понять, что как ребенок, так и его родитель наряду с педагогами – равноценные участники (т. е.  одинаково ценятся, имеют равные права как участники), то есть процесс должен задумываться, организовываться и протекать благодаря совместным идеям, мыслям, действиями…

Ребёнок является субъектом образовательных отношений на протяжении всего времени пребывания в дошкольном учреждении (в режимных моментах, на занятиях, прогулке…)

Про нюансы организации субъект - субъектного взаимодействия во время занятий много говорилось, поэтому не буду на этом останавливаться

Утро! Это время оптимальное для беседы, дети приходить постепенно. Можно поговорить с одним ребенком или с группой детей. Узнать, что их волнует, чем сейчас они интересуются, что их беспокоить или чему они радуются.В беседе проходит совместное планирование дня (выбор деятельности, презентация центров и т. д.).Часто утро определяет вес день образовательной деятельности.

Прогулка:
Для осуществления субъектности на прогулке может помочь магнитная доска желаний «Идём гулять». Ребёнок прикрепляет фигурку с магнитом, обозначающую тот или иной вид деятельности (рисунок с красками – рисовать, мячик – игра с мячом, бегущий человек – подвижная игра, книга – чтение-слушание), чем бы он хотел заняться на прогулке.

Перед прогулкой, во время одевания, вместе с детьми обсуждаем, чем займёмся, исходя из общих предложений.

Конечно, каждый педагог планирует на прогулке несколько видов деятельности: игровая, двигательная, трудовая, изобразительная. Для формирования субъектной и личностной основ необходимо дать ребёнку выбор. Например,  педагог: «Ребята, мы на прогулке сегодня многим будем заниматься, предлагаю решить, с чего начнём?»

Дети, как правило, выбирают игру. А дальше – договариваемся. Ведь личностно-ориентированная модель образования, которую нам определяет ФГОС ДО, предполагает диалогичность взаимодействия в целом и умение договариваться, в частности.
Педагог: «Хорошо, так и поступим, сначала поиграем, а потом сразу веточки уберём, договорились?»

А, если договорились, то так и надо сделать, это очень важно (ответственность)

Родители также являются полноправными участниками образовательного процесса. Но не всегда взаимодействие организовано так, чтобы оно было субъективным.
Педагогу важно осознать, что в этих взаимоотношениях более ответственная роль отведена педагогу, т.к. он профессионал, он знает педагогику и психологию дошкольного образования, методы и приёмы взаимодействия с детьми, и это в компетенции педагога – грамотно организовать взаимодействие с родителями.

Начнём с родительских собраний. Тему собрания определите совместно, проведя опрос или анкетирование родителей: какие темы сегодня их интересуют, какие проблемы они хотели бы понять, обсудить. Актуальны опросы/анкетирование с помощью сети Интернет, тогда большее количество примет участие.

Формы проведения должны быть интерактивные, когда  родители становятся активными их участниками. Интересные формы проведения родительских собраний вы видите на экране.

Мы с родителями провели деловую игру на тему:«Я сам»
Диспут на тему: «Кто такой здоровый человек?»
Круглый стол на тему: «Игра –важный фактор в развитии ребёнка»,
«В какие игры можно поиграть дома» эту тему предложили сами родители.
Существует много разные формы взаимодействия с родителями. В своей работе я использую такие, как:
- совместный поход,
- экскурсия,
- творческая мастерская (родители по собственной инициативе и по предложению воспитателя рассказывают и показывают другим родителям и детям то, что они сами хорошо умеют делать),
мастер-классы (может поделится своим опытом воспитатель или любой родитель)
- семейная гостиная (Провели в домашней обстановке праздник «День матери»)
- акции («Поможем дереву»)
- конкурсы (активизируют участие родителей в жизни детей сада, формируют осознание субъектной позиции. «Я и осень», «Спорт в семье», «Моя родословная»)
- дни добрых дел (дни добровольной пассивной помощи родителей группе, детскому саду – ремонт игрушек, мебели, помощь в создании развивающей предметно – пространственной среды в группе)
Одним из действенных подходов, позволяющих решить многие из вышеозначенных задач, является организация проектной деятельности, в ходе которой создается такое взаимодействие педагогов с детьми, когда дети выступают активными участниками воспитательно-образовательного процесса наравне с взрослым. В проектной деятельности могут принимать участие все участники образовательных отношений - дети, педагоги, родители. Поэтому огромное значение приобретает проектная деятельность, когда родители вовлечены в проект совместно с детьми.
«Зимнее волшебство» - это проект создания новогодней игрушки, на которой была фотография ребенка, игрушка выполнялась из фетра.
По проекту «Семейное чтение» родители сделали фотоотчет коллажами.
Для меня, как для педагога, радостно за ребенка, так как он в процессе образовательной деятельности не сторонний наблюдатель и не ведомый, а ребенок с активной позицией, думающий и способный решать порой трудные задачи. Уже с малых лет ребенок имеет возможность приобрести опыт решений.
Хочу закончить свое выступление словами Плутарха:
«Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь может только тот, кто сам горит»