Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Звук "Ы" буква "Ы"

Опубликовано 18.02.2016

Конспект непосредственно образовательной деятельности,  в соответствии с ФГОС, по профилактике нарушений письма и обучению элементам грамоты в подготовительной группе комбинированной направленности для детей с ОНР

Образовательные задачи. Ознакомление со звуком [ы] и буквой Ы.
Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
Совершенствование навыков чтения, печатания с новой буквой Ы.

Развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия, тонкой и общей моторики, координации движений.
Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, палочки и полукруги для составления букв, рабочие тетради Н.В. Нищевой по обучению грамоте, контейнеры с простыми и цветными карандашами, красные жетоны, предметные картинки для игры «Найди букву», контейнеры с цветными прищепками  и предметные картинки для выполнения звукового анализа, напечатанные слоги, слова для игры «читай-разделяй-прыгай», большой мяч-попрыгун, наборы для составления схем предложений.

Ход занятия
1.Организационный момент. Приветствие.
Здравствуйте уважаемые коллеги, здравствуйте  ребята.!  (Дети стоят полукругом).
Логопед . Ребята, сегодня у Дракоши- Говоруши болят зубки, и он не веселый и даже немного вредничает, капризничает. Все время только  говорит ыыыыы, ыыыыы, и даже не хочет вас пускать за занятие просто так. Что же нам делать, как быть?
Ответы детей…
Логопед . Смотрите, Дракоша с билетами пришел, что же он хочет?
Чтобы сесть на свое место вам нужно заработать билеты.
Может Дракоша порадуется за вас и подобреет. Хотите получить билеты и порадовать Дракошу?
Ответы детей…
Логопед. Ребята кто скажет:
-Что такое звуки? Ответы детей…(слышим и произносим)
-Какие бывают звуки? Ответы детей…

-Что такое буквы? Ответы детей…(Видим и пишем)
-Что такое слоги? Ответы детей…
Какое правило мы знаем? Ответы детей…
-Что такое предложение? Ответы детей…
-С какой буквы пишется предложение, и что ставим в конце? Ответы детей…
-Сколько слов в предложении: «Дети пришли в зал?» Ответы детей…
-Сколько слогов в слове Дракоша? Ответы детей…
-Сколько звуков в слове зубы? Ответы детей…(какой последний?)
Логопед .Какие вы молодцы смотрите, сколько билетов, вы заработали, на всех хватит, занимайте свои места.
2. «Подними жетон».
 Логопед . Вы помните, какой последний звук был в слове зубыыы ЫЫ. Так вот почему Дракоша плачет ЫЫЫ, у него зубыы болят.
Вот  мы с вами  и будем сегодня знакомиться со звуком [Ы ]и буквой, которая его обозначает.
Давайте его вместе произнесем ыыыыы
Дети. Характеристика звука вместе с детьми.(нет преграды, можно петь –гласный.)
Каким жетоном будем обозначать?
Ответы детей…
Логопед. Правильно, поэтому вы будете поднимать красные жетоны, как только услышите звук [ ы]
Ы, и, а, у, ы, ба, ын, ры, ми, ан, мышь, губы, вилка, сидеть, рынок.
Молодцы, вы были очень внимательными и не ошибались.
3. «Кто скорее»
 Логопед . Теперь, я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно.
Ответы детей…
Т, ы =ты                   д, ы, м =дым
М, ы=мы                 с, ы, н =сын  
В, ы=вы
4.Работа с буквой.
Логопед . А теперь посмотрите, как выглядит буква Ы (магнитная доска)
Обводка буквы по контуру (1-2реб.) Составление буквы из частей(«Буква поломалась»), из веревочек.
Отлично справились, молодцы.
Садитесь, откройте тетради. Посмотрите, что вы видите в ее верхней части?
Ответы детей. -Букву Ы.
Логопед . А вот картинок рядом с ней нет, потому что в русском языке нет ни одного слова, которое начиналось  бы с этой буквы поэтому и буква ы одна, заглавной буквы ы нет.
А теперь давайте пальчиком напишем букву ы в воздухе. Теперь возьмите простые карандаши  и напишите букву ы по точкам в тетради.
Переверните страницы,  найдите, в названии каких картинок есть звук ы
-дым, шары.
5.Место звука в слове.
Логопед. А где находится звук ы в слове дым, в слове шары. Обозначьте место звука  [Ы] красным карандашом. Молодцы все у вас получилось. Закройте тетради.
6.Узнавание буквы Ы.
 Логопед. Не забыли как пишется Ы? Давайте проверим. Я буду называть слова, а вы искать  в них звук ы , и если найдете, обводить букву Ы у себя на листочке с заданием.(лиса, мышка, мышка, крыльцо, слива…)
7.Звуковой анализ.
 Логопед. У меня осталась одна картинка (шары), давайте мы определим, сколько звуков в слове шары и какие (дети выполняют и обозначают прищепками).
8. «Читай-хлопай-прыгай.»
Логопед. Ребята, вы отлично справились и с этим заданием, теперь я вас приглашаю пройти на коврик, Дракоша тут мяч для вас приготовил. Кто хочет первый попрыгать?
Ответы детей
 (Ребенок читает слово с новой буквой, прохлопывает, определяет сколько в слове слогов, столько раз и прыгает на мячике)
9. Итог.
Логопед. Отлично вы прыгаете, хорошо делите слова на слоги садитесь на коврик, отдохнем. Ребята,  для чего к нам сегодня приходил Дракоша? Ответы детей..
Получилось у нас помочь Дракоше, ему с нами было интересно, перестал он грустить? Ответы детей
Кто хочет ее еще раз напечатать букву?(на манке). Ответы детей
А что вам сегодня понравилось делать больше всего? Ответы детей
А что не очень понравилось? Ответы детей
Кто сегодня был самым активным? Ответы детей
Кому надо быть повнимательнее?, Ответы детей
Логопед. Конечно, вы,  Дракоше помогли за старания он принес вам наклейки - звездочки. А мы с вами говорим всем до свидания!
Использованная литература:
1.    Нищева Н.В. Обучение грамоте . Парциальная программа. 2015г.
2.    "Тетрадь №2 для обучения грамоте детей дошкольного возраста" Нищева Н.В. 2015.