Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Здравствуй, Зимушка-зима

Опубликовано 16.02.2017

Конспект образовательной деятельности для детей с ОНР . Старший дошкольный возраст.(5-6 лет). Образовательная область: речевое развитие. (Победитель муниципального этапа XI  Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»,  3 место – в финале XI  Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (2016-2017 гг)

см. Презентацию

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, хлопья, крупка, метель, вьюга, снегопад, гололед, сугроб, узор, ворона, сорока, голубь, воробей, снегирь, синица, кормушка, корм, помощь; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный', замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само-стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Бутылочки с тертым пенопластом и соломинками для коктейля по числу детей. Картинки с изображением зимующих птиц, аудиозапись вьюги. Коробочки с кормом для птиц пшено, семечки, хлебные крошки, сало. Сенсорная коробка «Зима». Мультимедийное оборудование(слайды зимы)

Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание упражнения «Снеговик». Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем  пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро». Чтение рассказов В. Зотова «Снегирь. Изготовление с помощью родителей кормушки для птиц, вывешивание ее на участке.

I. Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона занятия. Актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы»)
Логопед. Здравствуйте, ребята!

Ответы детей..
Сегодня, по  дороге в детский сад, что вы заметили, интересного, красивого, необычного или удивительного? Какое время года наступило?
Ответы детей…(возможно: зима, холодно, все покрыто снегом (слайд №1),  темно (слайд №2) скользко (слайд №3)
Логопед. Какое у вас было настроение? Вам нравиться зима? Почему?
Ответы детей…

2. «Покорми птиц».
Логопед. Ребята, а птиц кто-нибудь видел? А каких? (слайд №3).А как можно назвать птиц которые зимуют у  нас, и никуда не улетели?
Ответы детей…
Логопед. Правильно, зимующие, от слова зима. Назовите, каких зимующих птиц, вы еще знаете?
Ответы детей.. (воробей,  дятел, сова, голубь, ворона, сорока, синица)
Логопед по ходу ответов детей помещает картинки с изображением птиц на  доску.
Логопед. Смотрите, что я сегодня принесла. (логопед демонстрирует семечки, хлебные крошки, сало, ягоды рябины, зерно). Как вы думаете, для чего я это принесла?
 Ответы детей…
Логопед. Правильно, мы можем отнести эту еду для птиц  в кормушки, на нашей площадке и накормить птиц. А зачем зимой кормить птиц?
Ответы детей….

А пока мы можем подумать и вспомнить что любят кушать птицы.? Так кому мы дадим, семечки? Сало?, Хлебные крошки?, кисть рябины?
Ответы детей.. По желанию, выходят и расставляют еду рядом с птицами.
Логопед. Вижу, вы очень заботливые и внимательные дети. Дети, но нам надо распределить кто и какую  еду для птиц возьмет на прогулку и отнесет в кормушку? (Дети распределяют, договариваются.)

3. Вьюга. (Звучит фонограмма вьюги.)
(Развитие направленной воздушной струи. Дутье в соломинку на тертый пенопласт)
Логопед. Стало холодать, подул ветер и полетел, закружился снежок
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?( Н. Нищева)

Дети. Это вьюга.
Логопед. Хотите устроить вьюгу в бутылочках? Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в соломинку, не надувая щек.  Вот так.     (3-4 раза)

4.Сенсорная коробка.
Логопед привлекает внимание детей к сенсорной коробке (красиво украшенная коробка, наполненная белым рисом, оформленная зимним сюжетом. Под рисом, лежат ранее изученные буквы- А, О,У, И, Т, П, Н)
Логопед. Смотрите, вьюга, добралась и до нас. Я приготовила для вас буквы, а теперь не знаю,  как же мы с ними будем играть? Что делать?
Ответы детей…
Дети исследуют сенсорную коробку. (Тактильное восприятие) Достают буквы, составляют слова, выставляя буквы на магнитную доску.

5. Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Здорово, ребята,  вы хорошо помните буквы. Пора и отдохнуть.
В какие игры вы любите играть зимой на улице?
Ответы детей…(кататься на санках)
Логопед. Отлично, покажите мне саночки язычком вот так. Упражнение «Саночки».
Ответы детей (Кататься на горке),
Логопед. Покажите мне ледяную горку язычком вот так. Упражнение «Ледяная горка».
Ответы детей.(Лепить снеговика)
(Подвижная игра «Снеговик») имитация по представлению.
Ответы детей (Играть в снежки.)
Логопед. Здорово. А в группе можно играть в снежки?
Ответы детей..(возможно- нет. Почему? Возможно да. Как, покажи! )
Логопед. Отлично. А я вот как умею играть.

6. «Снежки».
Подвижная игра на развитие и закрепление графомоторного навыка,  чтения слогов с ранее изученными буквами,  мелкой и общей моторики.

Логопед Смотрите, на белом листе( А4 ). Пишу наши с вами слоги, слова (С доски), сминаю снежок, обеими ручками, чтобы был как настоящий кркпкий, круглый, и кидаю. А вы попробуйте увернуться! Ну кто самый смелый поиграет со мной.? (Все дети по желанию, выходят пишут, читают, сминают,  кидают)

7. Рефлексия.
Логопед. Ребята,  как же с вами весело встречать зиму! Дети, что вам сегодня понравилось делать больше всего? А тебе, Вероника? А во что вы хотели бы поиграть еще в следующий раз? Вы не забыли, зачем, у нас в коробочках корм для птиц? Ребята, спасибо вам за ваши внимательные ушки. Ангелине, Акиму за послушный язычок. Леше, Фаддею, Кристине за послушные пальчики и всем вам за отличное настроение!