Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Доброе кино - светлая душа

Опубликовано 24.02.2016

Уважаемые родители, Вы помните художественный фильм «Человек с бульвара Капуцинов», повествующий о начале эры кинематографа? А помните, как в этом фильме грубые и невоспитанные ковбои после просмотра фильмов, демонстрируемых им главным героем, «перевоспитывались» в вежливых и внимательных друг к другу людей? А потом обратно в диких и драчливых ковбоев после просмотра соответствующего фильма?

Жизнь современной семьи трудно представить без телевизора. А жизнь современного ребенка? Тоже. Телевизор (компьютер) очень привлекателен для ребенка, потому что при взаимодействии с ним задействуются сразу визуальный и слуховой каналы восприятия, и такое сочетание стимулирует сильный эмоциональный отклик. Кроме того, почти всю информацию ребенок воспринимает в виде образов. Именно из образов, как из кубиков, ребенок строит свою модель мира. А телевизор (компьютер) – это яркие,
насыщенные цветом и динамичные образы.

Что смотрит ребенок дошкольного возраста по телевизору или через компьютер? Конечно, сказки. И в основном, сказки в виде мультипликационных фильмов.
Сказка – это тот «десерт», которого дети ждут всегда. «Попадая» в сказку, ребёнок легко воспринимает «сказочные законы», нормы и правила поведения и начинает действовать в соответствии с ними. Сказка – это то, что формирует в детском сознании модель окружающего мира. В основу любого мультфильма ложится сказка. По силе воздействия мультфильмы можно сравнить с самым мощным психологическим оружием, т.к. детская «пластилиновая» психика с охотой воспринимает любой информационный хлам. Обратите внимание на то, как дети смотрят мультики. Иногда создается впечатление, что здесь сидит только оболочка, а сам ребенок там, по ту сторону экрана. У малышей огромный объём «пустой» памяти, и только от взрослых, которые его окружают, зависит, чем заполниться этот объём.  То, что ребёнок видит и слышит с первых лет жизни, как раз и создаёт его характер и взгляды. Подчас именно персонажи мультипликационных фильмов, а не родители, бабушки и дедушки первыми рассказывают малышу о своём представлении добра и зла, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Дети настолько близко к сердцу принимают то, что им показывают по телевизору, что пытаются подражать телегероям-то есть происходит своеобразное кодирование: у детей вырабатывается своеобразный психологический стереотип поведения и мышления. Поэтому, как бы легко мы не относились к «детскому кино», именно мультфильм – серьёзное средство воспитания ребёнка. От воспитания своего ребенка будут зависеть многие факторы. Например, смогут ли ваши дети отдать вас в дом престарелых, или же с любовью и нежностью будут за вами ухаживать.

Таким образом, мультфильмы, демонстрируемые с экрана телевизора или монитора компьютера, оказывают мощное воздействие на формирование личности ребенка. Поэтому, очень важно, что именно смотрит ребенок, какие образы он воспринимает.
Большинство детей дошкольного возраста посещают детские сады, где в среднем проводят по десять часов в день. Еще десять часов в сутки уходит у ребенка на сон. Итак, получается, что на общение с родителями у него остается четыре часа. Но ведь за эти 4 часа родителям нужно еще успеть и ужин приготовить, и шкаф починить и т.д. Домашние дела отнимают от оставшихся четырех часов больше половины. В результате общение с ребенком занимает около двух часов. Предоставленный сам себе, ничем не занятый ребенок не даст вам сделать никаких дел. Нужно его чем-то занять. Чем? Самый оптимальный вариант — телевизор. Получается, что часто телевизор и компьютер становятся первыми воспитателями наших детей, отодвигая на второй план родителей и воспитателей.

Но может быть и не страшно, что ребенок ежедневно проводит у экрана от 2-х часов времени? Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН) в целях сохранения здоровья детей устанавливают нормативы просмотра телевизора и компьютера для детей дошкольного возраста. Так, просмотр телепередач рекомендуется с 3-х лет; непрерывная длительность просмотра телепередач для детей 3-5 лет – не более 20 мин., для детей 5-7 лет – не более 30 мин. Просмотр телепередач допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении верхним светом или бра, настольной лампой. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15 минут. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Соответствует ли фактически проведенное ребенком время у экрана тому времени, которое безвредно для его здоровья? Чаще всего нет.

По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4 часов в день.
По данным современных исследований, 80%  детских  страхов  —  это  страхи,  возникшие  после  просмотра  научно-документальных фильмов (боязнь  пауков,  ураганов  и  т.д.)  и  современных  мультиков.
В  последние  годы  и  родители,  и  педагоги  все  больше  жалуются  на  задержки  речевого  развития: дети позже  начинают  говорить,  мало  и  плохо  разговаривают,  их  речь  бедна  и  примитивна.
Специальные исследования показали, что в наше время 25% четырехлетних  детей  страдают  нарушением  речевого развития.  В  середине  70-х  годов  XX  века дефицит  речи  наблюдался  только  у  4% детей  того  же  возраста.  Таким  образом,  число  речевых нарушений возросло более чем в 6 раз! Однако,  при  чем  здесь  телевидение?  Ведь  ребенок,  сидящий  у  экрана,  постоянно  слышит  речь. Какая разница, кто говорит с ребенком – взрослый или герой мультфильма? Разница огромная. Речь  –  это  не  подражание чужим  словам  и не  запоминание  речевых  штампов.

Овладение  речью  в  раннем  возрасте  происходит  только  в  живом,  непосредственном  общении,  когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Речь,  исходящая  с  экрана,  остается малоосмысленным  набором  чужих  звуков.

Многим  детям  стало  трудно  воспринимать  информацию  на  слух  – они  не  могут  удерживать предыдущую  фразу  и  связывать  отдельные  предложения.  По  этой  же  причине  детям  с  дефицитом внимания трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, а в результате не понимают текста в целом.

Еще один факт, который отмечают многие педагоги,  –  это резкое снижение  фантазии и творческой активности  детей. Они  не  прилагают  усилий для изобретения  новых  игр,  для  сочинения  сказок,  для  создания  собственного  воображаемого  мира. Им  скучно  рисовать,  конструировать, придумывать  новые  сюжеты.  Им  неинтересно  общаться  друг  с другом. Они  предпочитают  нажать  кнопку  телевизора  и  ждать новых готовых развлечений. Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты – повышение детской жестокости и агрессивности. Число преступлений, совершенных детьми и подростками, сегодня резко возросло.  Конечно,  мальчишки  дрались всегда,  однако  в  последнее  время  изменилось качество детской агрессивности. При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их  последствий.  Подростки бьют  (а  иногда  и  убивают)  друг  друга не  потому,  что  они  злые, и  не  ради достижения какой-то цели, а «просто так», потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.

А теперь давайте вернемся к нашим мультфильмам.
Как создаются мультфильмы?
На киностудии работают не только художники, дизайнеры, программисты, но и детские психологи. Именно они и подсказывают, как сделать так, чтобы дети не отрывались от голубых экранов. А зачем они это делают? Все просто и одновременно сложно. Ведь создание мультфильма – это только часть айсберга. Вместе с новым мультиком компании выпускают огромное количество игрушек, например «человеков – пауков», раскрасок, комиксов, книжек, детской одежды. Вот и получается, что детей образовывают при помощи телевизора для того, чтобы завтра, увидев в магазине игрушек жуткое страшилище, они устроили родителям настоящую истерику и потребовали купить «вон того монстра» или «вот этот череп из «Пиратов Карибского моря».

Западные мультипликационные фильмы давно перебрались на российское телевидение и надежно заняли там свое место. Продолжительность современных мультиков всегда час и более. Это очень вредно для здоровья детей. Старые подзабытые советские мультфильмы делали не на продажу, а для пользы. Так вот эти самые мультики были, в основном, короткими, за исключением полнометражных по «большим» сказкам. Но и большие мультики показывали обычно частями. Чтобы детская психика не страдала. И потому вопрос: «Какие мультики смотреть – наши или иностранные?» должен стать в семье предметом серьёзного разговора.

Иностранные – самые красочные, самые остросюжетные и самые громкие. Наши – в большинстве спокойные, в них часто заложены серьёзные обобщения, они заставляют ребёнка размышлять, то есть проделывать определённую умственную работу. Однако малышу не всегда хочется работать, поэтому русские мультики после просмотра нескольких иностранных смотреть уже неинтересно. Почти во всех зарубежных мультфильмах в сюжете присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. элементы агрессивного поведения и насилия. Посредством мультфильмов может внедряться антагонизм между детьми и родителями. Особенно это касается мультфильмов «Симпсоны» и «Гриффины». Героини западных мультфильмов сконструированы таким образом, что при регулярном просмотре мультфильмов, у девочек угасает желание быть матерью. Достигается это так: образ женщины лишается романтики и тайны путем наделения его взрослым реализмом и жестокостью. Попутно девальвируются и высмеиваются традиционные для русского общества женские качества: те самые, которые прославляют наши старые, добрые отечественные мультфильмы – целомудрие, застенчивость, скромность и материнство, как таковое. То, что делают иностранные, главным образом американские мультфильмы с нашими детьми, помещается в короткую формулировку – интеллектуальное растление. Рисуется «красавица», которую ребенок идентифицирует как добрую и хорошую, потому что его к этому уже приучил американский мультфильм (главная героиня не может быть плохой). Ребенок знает, что добрым и хорошим надо подражать. И именно здесь к образу лепится всякая мерзость – типа похоти, жестокости, неуважения к родителям, и много еще чего. И на положительном образе героини эти паразиты въезжают в детскую душу и незаметно ей управляют. Происходит наделение романтической героини, которой ребенок сочувствует и подражает, атрибутами гнева, злобы и жестокости. Можно ли себе представить царевну-лягушку, которая дерется, как мужчина? А вот Жасмин в “Аладдине” или тролльша в “Шреке” делают это не просто привычно, но жестоко и со вкусом. Романтическая героиня теряет признаки женского пола и ведет себя не просто, как мужчина, а как супермен.

Продукция современного детского телевидения очень часто содержит элементы телевидения взрослого. Например, фильм «Мулен Руж» и мультфильм «Приключения Геракла». Если убрать звук, то движения героини фильма «Мулен Руж», соблазняющей партнера, и движения нимф, поющих песню в мультфильме, окажутся идентичными.

Вспомним героев мультфильмов прошлых лет. В каждом мультфильме добро побеждает зло. Поется песня о дружбе. Лесные звери – милые и добрые. Нет крови, убийств и насилия. Бравые ребятишки и не менее бравые зверушки не только побеждали злодеев и других неприятных личностей, но даже перевоспитывали их: противной старушке Шапокляк захотелось иметь друзей; Варвару, злую сестру Айболита, не только наказывали, но и прощали, потому что она раскаивалась в своих делах. Зло при встрече с добром всегда проигрывало. И это было законом, который с удовольствием усваивали дети.

Что касается зарубежных мультфильмов, не стоит, конечно, отвергать их совсем. Ведь есть и добрые диснеевские мультики, классика для любого малыша – например «Бэмби». Как предугадать, что мультфильм, который ребенок посмотрит по телевизору, хороший? Что он будет воспитывать только хорошие качества в ребенке, не сделает его злым, агрессивным, тревожным? Лучше всего создать свою домашнюю фильмотеку, чтобы использовать мультфильмы и хорошие детские фильмы для воспитания ребенка. Главное – иметь побольше вариантов и знать, что и когда нужно использовать. Есть мультики просто для развлечения, есть интересные, познавательные. А есть немало таких, которые именно воспитывают.

Предлагаем Вам «Десяток «волшебных» мультиков».
1. Ребенок не хочет умываться или чистить зубы – «Королева Зубная щетка» (1962 г.)
2. Ребенок отказывается убирать игрушки, одеваться, есть – мультик «Нехочуха» (1986 г.)
3. Ребенок боится темноты, собак… – мультик «Ахи-страхи».
4. Ребенок ленится – «Сказка про лень»
(1976 г.)
5. Ребенок не умеет дружить – «Мой друг зонтик» (1982 г.)
6. Ребенок жадничает – мультик «Два жадных медвежонка», снятый по венгерской народной сказке.
7. Ребенок обманывает – «Замок лгунов»
(1983 г.)
8. Ребенок говорит маме: «Я тебя не люблю» – мультик «Мама для мамонтенка» (1981 г.)
9. Ребенок не хочет учиться – «Наш друг Пиши Читай» (1978 г.)
10. Ребенок хвастается – мультик
«Лягушка-путешественница» (1965 г.)
11.Разговор об обретении семьи, любимого
человека, друга – «Золушка», «Чебурашка».
12. Разговор о любви к родителям – «Мама для мамонтёнка».
13. Разговор о дружелюбии, самостоятельности, доброте – «Каникулы в Простоквашино».
На самом деле подобных мультфильмов значительно больше.
Кроме создания домашней фильмотеки, нужно придерживаться следующих правил:
Правило №1.
Посмотрите мультик сами. Это главное и непременное правило, которое не так-то просто выполнить.
Когда вы будете смотреть мультфильмы, обратите внимание:
-не слишком ли агрессивны герои мультфильма;
-есть ли в нем моменты, которые могут напугать ребенка;
-не слишком ли длинный мультфильм по времени;
-какие выводы может сделать ребенок, посмотрев мультфильм.
Правило № 2.
Ограничьте время просмотра телевизор, руководствуясь нормативами СанПиН.
Правило № 3.
Подбирая мультфильм, учитывайте возраст ребенка!
Когда вы будете смотреть мультфильм, обратите внимание на то, детям какого возраста адресован этот мультик.
Правило № 4.
Не показывайте ребёнку фильм, если:
1) Если главные герои мультфильма агрессивны, если калечат или убивают других – не показывайте этот мультфильм детям.

Последствием просмотра могут стать бессознательное проявление жестокости, безжалостности, агрессии. Ведь персонажа, нарушающего правила, никто в фильме не шлёпает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения.
2)Встречаются
сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям.
3)Мужской персонаж ведёт себя как женский, а женский – как мужской. Это дезориентирует малыша.
4)В фильме используются несимпатичные, порой уродливые герои, не похожие. Или малопохожие на своих реальных прототипов (например, непонятно, кто это: собака или крокодил?)

Для ребёнка внешность куклы-мультяшки имеет  особое значение. Поэтому положительные герои должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные –наоборот. В тех случаях, когда все персонажи уродливы, страшны, вне зависимости от их роли, у ребёнка развиваются чёткие ориентиры для оценки их поступков.
   
Правило № 5.
Каждый раз обсуждайте с ребенком то, что он посмотрел. При  просмотре  мультфильмов  родители  должны  помогать
малышам  осмыслять  происходящие  на экране события и сопереживать героям фильмов. Если ребенок вместе с вами смотрит
передачи, не предназначенные для детской аудитории, обязательно объясняйте ему смысл увиден¬ного на экране.
Правило № 6.
Не разрешайте ребенку смотреть телевизор,  лежа и во время приема пищи.
Правило № 7.
Компьютерные  игры  можно  вводить  только  после  того,  как  ребенок  освоил  традиционные  виды детской деятельности –  рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное  –  когда он научится самостоятельно играть  в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и т. п.), также отличать игру от реальности.
Правило № 8.
Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только после 6-7 лет, когда дети  уже  готовы  к  ее  использованию  по  назначению,  когда  экран  будет  для  них  именно  средством получения нужной информации, а не главным их воспитателем.
 
Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни и воспитания детей.  Вовсе  нет.  Это  невозможно
и  бессмысленно.  Но  в  детстве,  когда  внутренняя  жизнь ребенка только складывается, экран несет серьезную опасность для него.
Помните, телевидение может стать вашим союзником и активным помощником, а может превратиться в неотвратимое зло, которое вы сами пустили в свой дом!