Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Речевое развитие через социально-коммуникативную направленность

Опубликовано 03.08.2021

Проблема приобщения ребёнка к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования его личности. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Исследования показали, что стремление ребенка к общению с другими людьми является врожденным; коммуникативная способность записана в его генетическом коде. Ученые пришли к поразительному выводу: ребенок уже при рождении знает, что он – человек и что все люди – его друзья.

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками («он такой же, как я»), что коренным образом меняет отношение и к сверстнику, и к себе. Если в раннем возрасте ребенок существовал «рядом» параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее социально - коммуникативное пространство.

Что же такое социально-коммуникативное развитие?

Это комплексный процесс «усвоения и дальнейшего развития индивидом социально - культурного опыта (традиций, культуры общества или сообщества), необходимого для его включения в систему общественных отношений».

Освоение ребёнком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Ведь именно через коммуникацию происходит то самое развитие сознания и высших психических функций. А умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему жить комфортно среди людей.

Поэтому в соответствии с ФГОС ДО предусматривается развитие дошкольников по
- усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитию общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
- становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками,
- формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
- формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества

Эти задачи решаются через развитие всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста (формирование словаря, грамматического строя, лексической и произносительной стороны речи: диалогической и монологической форм связной речи), через художественную литературу, в различных видах деятельности.
Ведущей целью педагога, в работе по развитию речи детей, является создание условий для полноценного общения ребенка со взрослыми и сверстниками в соответствии со его возрастными возможностями.

- Обогащение, уточнение и активизация словаря способствуют умению ребенка точно и образно передать свою мысль в процессе общения.
- Владение грамматически правильной речью позволит ребенку быть понятым, обеспечит возможность передачи сложных сообщений, отражающих связи и зависимости в природе и социуме.
- Овладение звуковой культурой речи будет способствовать комфортному общению ребенка в среде сверстников, возможности общаться эмоционально, используя общеречевые навыки.
- Высокий уровень развития связной речи позволит ребенку стать интересным собеседником, рассказчиком, выдумщиком, что так ценится в детском игровом сообществе.
- Владение навыками культуры речевого общения (правилами этикета) будет способствовать динамичному расширению круга общения ребенка, позволит ему быстрее находить контакт и вступать в общение с разным контингентом людей.

И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. Общение является важным элементом любой игры. Обогащается и эмоциональный мир ребёнка. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции  и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Способность к общению включает в себя три Я:
1) желание вступать в контакт с окружающими «Я хочу!»;
2) умение организовывать общение «Я умею!» включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально переживать, умение решать конфликтные ситуации;
3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими «Я знаю!»

Основными направлениями в реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие» являются:

- Развитие игровой деятельности с целью освоения различных ролей
- Трудовое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
- Формирования основ безопасного поведения быту, социуме, природе.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Через игру обогащается и эмоциональный мир ребёнка. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции  и адекватно взаимодействовать с окружающими.

А.С.Макаренко говорил, что ребёнок в игре таков, каким будет, когда вырастет и станет самостоятельно работать.

Коллективные игры привлекают детей, начиная с четвёртого года жизни. Очень важно помочь ребёнку наладить хорошие отношения с другими, научить его правилу - относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

Дошкольник овладевает разными видами дидактических игр (словесными, настольно-печатными, игры с предметами), совершенствует умение самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами,  ролевых, режиссёрских, музыкальных и театрализованных.                               

В играх педагог побуждает детей к общению друг с другом, проговариванию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка.

В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное. Как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых, их речь, их взаимоотношения, когда играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери».

И везде, чтобы мы не делали, чему бы ни учили, вначале идёт образец речи педагога, «речь абсолютно грамотная и стилистически выдержанная, культурная и безупречно вежливая», - как пишет Е.И.Тихеева.

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету” К. Д. Ушинский

И в заключение, хочется сказать, что в дошкольном возрасте происходят значительные сдвиги в формировании личности ребенка: изменяется его образ жизни, содержание и формы общения с другими детьми. Ребенок начинает учиться утверждать свою волю, осознавать свое "Я".

Поэтому надо найти пути и средства для самораскрытия ребенка, для того, чтобы каждый поверил в себя, в свою неповторимость, мог использовать все три «Я»: «Я хочу!», «Я умею!», «Я знаю!», а в этом нам помогут коммуникативные игры.

Коммуникативные игры – наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей разной возрастной категории.

Источник