Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Обучение грамоте в добукварный период

Опубликовано 23.04.2018

Методическая разработка из 6-ти занятий. (Разработана к парциальной программе Н.В. Нищевой «Обучение грамоте» и на основе рабочей тетради Н.В. Нищевой «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников»)

Пояснительная записка

Поводом к созданию данной методической разработки, послужил выбор парциальной программы Н.В, Нищевой «Обучение грамоте». Выбор программы был осуществлен совместно с родителями воспитанников, как равноправными партнерами, на родительском собрании. Презентация программы понравилась и мы решили по ней работать. Но с первых страниц книги стало понятно, что для работы по программе необходимо предварительно сформировать у детей базовые навыки и умения в добукварном периоде. Этого программа не предоставляет.

Тогда, заручившись, в публичной группе https://vk.com/doshped , мнением автора Н.В. Нищевой: «Использовать конспекты для средней группы, либо написать самостоятельно, на основе рабочей тетради Н.В. Нищевой «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников», было принято решение написать конспекты самостоятельно. Данная методическая разработка была опробована в старшей группе компенсирующей направленности для  детей с ОНР и в старшей общеобразовательной группе. Опыт показал, что шести конспектов для детей с ОНР не вполне достаточно и требуется продолжать формирование навыков добукварного периода на индивидуальных занятиях. Поэтому в планах на будущее дополнить данную методическую разработку новыми конспектами.

Занятие 1
Звук

Цели: познакомить детей с понятием звук. Учить различать неречевые звуки.
Развивать слуховое внимание и восприятие, память, мышление. Формировать сенсомоторные навыки.

Оборудование: ширма, звучащие предметы 4-6, шарф, видеопроектор, разрезные картинки, аудиозапись голоса человека.

Ход

1. Ребята, сегодня я предлагаю вам послушать. Мы знаем, что видит человек -глазами, ходит-ногами, а чем слушает? А у кого самые внимательные ушки?
Давайте все вместе закроем глазки и послушаем, какие звуки вокруг нас в группе, а какие на улице?

Перечисляем звуки с улицы; перечисляем все звуки звуки( поют птицы, гудят машины, хлопает дверь, гремит посуда…)
- Как можно назвать, то что мы слышали вокруг?, Одним общим словом? (Звуки)
- Какими бывают звуки? (громкими, тихими, звонкими, глухими)
- А как появляются звуки?
- Ответы детей..(птицы кричат, машины гудят, ветер шумит, дверь хлопает..)
- Давайте посмотрим на экран (стр.22-23 Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Н. В. Нищева) .

2. -А кто самый смелый и внимательный поиграет со мной?
Игра «Откуда звенит»
(ребенок поворачивается к детям спиной, завязать глаза ребенку, воспитатель звонит в колокольчик, бубен…, ребенок показывает рукой направление звука, можно называть – вверху, внизу, справа, слева.)
Какие молодцы, я вами горжусь, у вас самые внимательные ушки.

3. -А теперь давайте проверим, у кого ушки не только  самые внимательные, но и лучше всех запоминают. (Для этой игры нужен помощник ребенок. Ширма. Предметы 3-4 производящие звук.)
 Игра «Угадай что шумит?» Сначала взрослый показывает, ребенок не видит, затем ребенок за ширмой производит последовательность издаваемых звуков. (шумит пакет, гремит погремушка, режут бумагу ножницы, булькает вода…) дети сравнивают определяют что сначала, последовательность, получилось-ли точно так как и воспитателя.

4. Работа за столами. Собрать разрезную картинку (изображения со стр. 22-23 Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников Н.В.Нищева ) (разрез горизонтальный, вертикальный из 4-6 частей)

5. Звучит плач ребенка, или ау (крик потерявшегося).
-Что это? Что за звук? Дети определяют. Оказывается звуки бывают не только у предметов, птиц, животных, но люди тоже произносят звуки.
Давайте определим какой звук и как звучит(слушаем запись различных звуков речевых(ауу, уа-уа-уа, ох, о-о-о) , не речевых(см. стр 22-23 Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников Н.В.Нищева) определяем, близко, далеко, тихо, громко.)
6. Вывод совместно с детьми, оказывается звуки бывают неречевые их не человек производит(перечисляют, а бывают речевые-звуки речи человека) их говорит человек.
7. Окончание занятия.
Оценка работы детей. Педагог предлагает детям рассказать, о том что они сегодня делали,  зачем, какие игры и упражнения им понравились, кому надо быть повнимательнее, поактивнее.

Занятие 2
Цели: продолжать закреплять понятие звук. Познакомить с понятиями гласный, согласный звук. Развивать речевой слух. Формировать целенаправленную воздушную струю.
Оборудование: видеопроектор, осенние листочки, «Есть в лесу из бревен дом» аудиозапись Екатерины Железновой.    
Ход
1.    Ребята на прошлом занятии мы с вами много слушали и играли со звуками. Кто вспомнит какие звуки мы слушали, как появляются звуки, какими бывают? (речевые, неречевые, тихие, громкие, звонкие, глухие).
2.    Сегодня мы с вами продолжим знакомство со звуками. Я предлагаю вам сесть поудобнее и послушать одну сказку.(с.6 «Большая книга знаний по развитию речи» Э.М. Курицына Л.А. Тараева )

Сказка о звуках

В одной сказочной стране живут невидимки. Их нельзя увидеть, но можно произнести и тогда, они оживут. Зовут их звуками. Одни из них умеют петь песенки и очень гордятся этим. Их называют гласными.

А у других песенка не получается. Они могут только свистеть, выть, шипеть, рычать (сссс, ввввв, шшш, рррр) Однажды им стало так обидно, что они заплакали. И тогда гласным звукам стало не до песен. Они уговаривали, упрашивали, умоляли другие звуки не плакать. От усердия, они даже покраснели. Но плачущие звуки только сопели, пыхтели, борматали и вскоре слали….синего-синего цвета!... Тогда гласные звуки предложили научить всех петь песенку. Звуки,  у которых песенка никак не получалась, очень обрадовались и закричали «СОГЛАСНЫ, СОГЛАСНЫ!» И с тех пор их так все и зовут СОГЛАСНЫМИ.

Сейчас гласные и согласные звуки живут очень дружно и никогда не ссорятся. А вы хотите познакомиться и подружиться с ними?  Давайте будем обозначать гласные звуки красными кружочками, а согласные синими, договорились?
Только, как же мы их будем узнавать? Ответы детей..
Я вам расскажу один секрет.
Звуки образуются при помощи воздушной струи. При произнесении гласных звуков, воздушная струя свободно проходит, и ничего во рту ей не мешает.
Давайте проверим А, У, И, О, Э, Ы.
При произнесении согласных звуков воздушная струя встречает во рту  преграду (зубы, губы, язык)
Давайте проверим П, М, Т, В, Ф, К.

4.Внимательно послушайте, как я буду произносить звуки. Хлопните в ладоши, когда услышите, звуки, которые умеют петь, при их произношении во рту нет преграды, ничего воздушной струе не мешает.

А, О, П, У, К, И, Н, Э, Ы, А, В.
(вариант 2 раскрасить кружочки, соответственно услышанному звуку, красным или синим цветом)
Отлично, вы молодцы, очень внимательно слушали!

5.А как ваша воздушная струйка, правильно дует?
Смотрите, как правильно сдувать осенние листочки: губы вперед трубочкой, как при звуке у, щеки не надувать! Дети плавно сдувают осенние листочки. А вот так, правильно?(воспитатель еще раз показывает неправильный и правильный образец).

6.Физкультминутка(можно под спокойную  музыку «Осень в моем сердце», осенняя мелодия)
«Листики осенние»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим,
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.

7.Рассмотрите с детьми картинки с. 31.(Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников Н.В.Нищева) Предложите им рассказать, что делают, какие звуки произносят люди и животные.
Волк воет на месяц «УУУУ!»
Девочка укачивает куклу «А_А_А!»
Мальчик стонет от боли «О-О-О!»
Жеребенок резвится «И_И_И!»
Пусть дети произнесут эти звуки. Обратите внимание ребенка на то, что при произнесении  звука [у], губы вытянуты трубочкой, при произнесении звука [а] рот широко открыт, при произнесении звука [о] губы округлены бубликом, а при произнесении [и] растянуты в улыбку.

8.Артикуляционная гимнастика под счет до 5.
«Окошко», «Улыбочка-трубочка»(чередование), « хоботок».
 
9.Окончание занятия.
«Есть в лесу из бревен дом». Аудио запись Екатерина Железнова     (слушаем, говорим, показываем,)

Оценка работы детей. Педагог предлагает детям рассказать, о том что они сегодня делали,  зачем, какие игры и упражнения им понравились, кому надо быть повнимательнее, поактивнее.

Занятие 3.
Цели: развивать слуховое внимание, речевой слух. Развивать пространственную ориентацию.
Оборудование: игрушка плюшевый мишка, воздушный шар со смайликами внутри, рюкзак для мишки., геометрические фигуры, игрушка робот, цветные карандаши, листочки белой бумаги в крупную клетку, счетные палочки.

Ход
1. Ребята, сегодня я к вам в садик ехала утром, торопилась,  прихожу а под дверью сидит мишка и плачет, хотел принести ребятам интересную игру в своем рюкзачке, но упал все рассыпал, и игра перемешалась, слова запутались, а из стихотворений вообще убежали. Что же делать?
Ответы детей…

Слушайте, что осталось.
Тихо, плавно лился стих,
Вдруг, споткнулся и притих,
Ждет он о и вздыхает, слова не хватает.

Подскажем словечко?

Среди елок на лужайке
Испугал нас серый …(зайка)

А потом в густом лесу
Мы наткнулись на ..(лису)

Возле леса на опушке
Мы увидели…(лягушку)

За деревней у моста
Повстречали мы.. (кота)

Это толстый рыжий кот
Он у бабушки..(живет)

Правильно! Смотрите кажется мишка перестает плакать!
2. А что же делать с этой игрой (стр. 29 Н.В. Нищева)
Мишка так больно стукнулся, что забыл как правильно звучат слова. Послушайте, что у него получается (можно сделать аудиозапись)
Давайте так: если слово звучит правильно-хлопайте, не правильно-топайте.
Мук, бука, лук, вашка, рука, вакнукахашка, чашка, кукудукарашка, кошка.
Ну вот вам смешно и мишка веселеет по-немного.

3. Ну это еще не все самое трудное это зашифрованные карточки, надо надо их расшифровать ну кто самый смелый и сообразительный?
Отхлопать ритм по образцу:
Х_Х_Х
ХХ_Х
Х_Х_ХХ
ХХХ_Х
Х_ХХХ_Х

4. А зачем же интересно у мишки карандаши (ответы детей), и вот такие фигуры, вы помните как они называются ? (ответы детей) Напомнить, выставить на доску.
Сесть за столы.

Варианты: (важно уметь все (доп-но в инд. работу доделать все)
- собрать геометрические фигуры из палочек, по образцу
- обвести по контуру-раскрасить
- обвести по-точкам
- нарисовать по заданию геометрическую фигуру (в левом верхнем углу круг, например, в правом верхнем углу овал, в левом нижнем углу треугольник, в правом нижнем углу прямоугольник)

5. Смотрите, это еще не все у мишки, зачем-то еще и робот есть. Странно. Может он хочет поиграть с ребятами в робота?
Физминута «Робот идет» (С.Е. Большакова «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей")

Вспоминаете, как ходят железные или пластмассовые роботы, слушайте внимательно
- робот идет вперед, стоп.
- робот идет направо, стоп.
- робот едет налево, стоп.
- робот идет назад, стоп.

Отлично, в робота вы здорово умеете играть.

6. Окончание занятия. А как же мишка, ой куда же он делся?  Вместо мишки воздушный  шарик. Ребята, кажется он так обрадовался что вы все распутали, со всеми заданиями из рюкзачка справились, что даже постеснялся и убежал, а вам оставил сюрприз. Но тоже не обычный надо, вспомнить что мы с вами сегодня, делали и зачем, каждый говорит и передает шарик друг другу. Потом шарик лопается и из него сыплются смайлики каждому ребенку.

Занятие 4.
Цели: развивать слуховое внимание, речевой слух. Развивать пространственную ориентацию, мелкую моторику, цветовое восприятие.
Продолжать знакомить детей с понятиями гласный-согласный звуки.
Познакомить детей с понятиями предложение, слово.
Оборудование: палочки Кюизенера, счетные палочки, образец домик, мяч, кружки красного, синего, зеленого цветов; сюжетные картинки по лексической теме недели, кубики.

Ход
Приветствие педагога детей. Дети за столами.
1.Сложить из палочек Кюизенера,  домики по образцу, и без опоры на образец, красного, синего цвета, из счетных палочек – зеленого цвета.

2.Ребята, как вы думаете чьи это домики у нас получились?(Ответы детей..) Я вам подскажу «Их нельзя увидеть, но можно услышать, а говорит их наш ротик.»(ответы детей..)
Педагог, правильно, в этих домиках живут звуки. Давайте вспомним, какие звуки бывают? На прошлом занятии мы с вами слушали сказку о гласных и согласных звуках.
- При произношении гласных звуков ротик всегда открыт, нет никакой преграды, звук можно спеть долго аааа, оооо,  уууу,  ииии, ээээ, ыыыы.
Эти звуки всегда живут в красном домике и обозначаются красными кружочками.
- При произношении согласных звуков всегда есть во рту преграда.
Кто знает, за что могут прятаться звуки, какая бывает преграда?(Ответы детей). Да преградой бывают наши губки, зубки, или даже язычок. И согласные звуки мы не сможем спеть долго  [б] (какая преграда? Губы.). [В](зубы, губка). [К](язычок трется о потолочек ротика).
А вы знаете, у согласных звуков еще и младшие братики есть. Да, да старшие согласные звучат очень важно и твердо [б],[ в], [к], [д] и живут в синем домике, обозначаются синими кружочками. А их младшие братики  звучат очень нежно, мягко бь, вь, кь, дь и живут в зеленом домике, обозначаются зелеными кружочками.

3.Педагог. Сейчас поиграем с вами в игру с мячом «Старший  и младший». Я буду кидать вам мяч с названием старшего брата, который твердо звучит, а вы возвращать мяч и называть младший звук который мягко и нежно звучит.
    Б-бь, в-вь, п-пь, д-дь, т-ть, м-мь, н-нь, к-кь, г-гь, х-хь, с-сь, з-зь.
    (! Нельзя называть ш, ж, ц – не имеют пары всегда твердые.
    !Нельзя  называть ч, щ– не имеют пары всегда мягкие.)
    (нежелательно л-ль, р-рь – не позволяют общие произносительные      возможности группы)
    А теперь слоги:
    Ба-бя, во-ве, па-пя, да-дя, та-тя, ма-мя, на-ня, кы-ки.

4.Педагог. на выбор детей предлагает взять по одной картинке(либо определить первый звук собственного имени), определить с какого звука начинается слово показать соответствующий кружок.
(Ослик, ухо, ива, аист, игрушки, акула, блокнот, индюк, хлеб, крот, петух, кит.)
(!Нельзя предлагать слова с йотированными гласными в начале слова, я, е, е, ю.)
Педагог, ребята какие вы молодцы, я горжусь вами, вы справились с очень трудным заданием!
5.Физминутка. (Т.А.Ткаченко Логопедические упражнения)
«Просьба»(дети выходят на ковер)
Внимательно слушайте каждое задание, а затем выполняйте его, но только тогда, когда услышите слово «Просьба»
- просьба: поднимите руки вверх.
-руки вниз.
-просьба руки в стороны.
-руки вперед
-присядьте
-Просьба руки назад.
-Просьба попрыгать на правой ноге.
-попрыгайте на двух ногах
-Откройте рот
-просьба достаньте левой рукой до своего носа.
-просьба вернитесь на свои места.

6.Педагог. Сейчас, мы с вами вместе будем учиться составлять предложения. Ребята, предложения состоят из слов. Бывают предложения в которых мало слов, а бывают предложения длинные, в которых много слов. Давайте попробуем составить  и посчитать. Только кто же мне поможет?
(сюжетные картинки соответствующие лексической теме недели).
(! Составлять предложения без предлогов).
Волк сидит. Белка готовит припасы. Ежик несет яблоки…
(Составлять предложения и обязательно наглядно фиксировать схему предложения. Можно использовать кубики, например.)

7. Итог. Ребята,  вы выполнили очень много трудных заданий. Но только я забыла, а для кого мы строили домики? А какие бывают звуки, как определить?  А для чего мы с вами кубики ставили? Давайте мы за самые внимательные ушки похлопаем Васе, Пете, Марине…А теперь похлопаем за самые внимательные глазки Тане, Феде.. А  теперь похлопаем за самые послушные пальчики  Роме, Ане..

Занятие 5.
Цели:. Учить передавать ритмический рисунок слов. Учить выполнять простейший звуковой анализ.
Продолжать развивать слуховое внимание, речевой слух, пространственную ориентацию.
Оборудование: предметные картинки, кружочки синего и красного цветов, зеркальный поднос с манкой.

Ход
Орг.момент на столах картинки дети подходят и по заданию педагога  выбирают по одной,(билет на занятие) садятся на свои места. (Петя возьми картинку которая начинается на звук а, Витя- на звук б….

1.    Педагог. Ребята на прошлом занятии мы с вами составляли предложения по картинкам и даже считали сколько слов в предложении, а помогали нам кубики. Мы узнали, что предложения бывают длинные, а бывают короткие. Послушайте, и посчитайте, сколько слов в предложении «Марина сидит.» (Ответы детей,,) А в предложении «Марина сидит правильно»(Ответы детей) Молодцы ребята, теперь вы придумайте предложение со словом конь(например, «Конь ест траву», «Конь пасется»..) Сколько слов в вашем предложении? Очень хорошо вы все постарались.

2.    Сегодня мы с вами узнаем, что все слова делятся на слоги. Слоги это маленькие части слова. Слова тоже бывают короткие, в них мало слогов, мало частей, а бывают длинные. Послушайте – кот(педагог говорит и хлопает), ка-зак, ста-ни-ца. Слова по частям можно прохлопать, простучать карандашом, например; прошагать, протопать.
Совместно с педагогом, потом самостоятельно (слова можно брать по лексической теме недели, но не более 3х слогов, и не трудных по произношению(либо- ма-ма, па-па, дочь,  ли-са,  ма-ши-на, нос, до-ро-га, у-сы, о-са.)

На прогулке поиграть в игру(5-6 чел) «Летела корова уронила слово, какое-любое. Осень. О-сень……(дети в кругу, руки одна на ладонь, другая под ладонь соседа. Хлопать по ла доням соседа по цепочке в соответствии с текстом, на последний слог ребенок должен успеть убрать руку, проигравший выходит з игры, игра продолжается до последнего игрока.

3.   «Волшебный поднос.» На яркий поднос квадратной либо, прямоугольной формы, лучше зеркальный, насыпать тонким слоем манку. Попросить ребенка нарисовать по заданию педагога фигуру, палочку, крестик, точку…в заданном пространстве: по-середине, по середине сверху, по середине снизу, в левом верхнем углу, в правом верхнем углу, в правом нижнем углу, в левом нижнем углу Педагог.

4. Педагог. Посмотрите на картину(с. 36 Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников Н.В.Нищева).
- Что вы видите на картинке?(На картинке нарисованы дети.)
-Что с ними произошло?(Они заблудились в лесу).
-Что делают дети?(Они кричат: «Ау»)
-Какой звук дети произносят первым, когда кричат «Ау»?(Звук а)
-Какой звук дети произносят вторым, когда кричат» Ау»?(Звук у)
-Возьмите красные кружки и выложите схему слияния звуков ау. Помните, что все схемы мы будем выкладывать слева направо.
Страницы 37.( Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников Н.В.Нищева), или 38, ослик, ребенок-соответственно.

5.   Педагог. Посмотрите на картину(с. 45).
   - Что вы видите на картинке?(Мальчик ест кашу)
   -Что произносит мальчик, который ест кашу? (Ам.)
   -Сколько звуков он произносит? (Два)
   -Какой звук он произносит первым? (а)
  -Какой звук он произносит вторым? (м)
  -Что вы знаете о звуке а (Это гласный звук. Можно долго петь ,преграды   нет, обозначается красным цветом)
  -Что вы знаете о звуке м? (Это согласный звук. Есть преграда-губы.  Обозначается синим цветом.
     Возьмите кружочки, выложите схему лова ам.

6.Итог.  Оценка работы детей. Педагог предлагает детям убрать кружочки в контейнер, вспомнить чем сегодня занимались на занятии, что нового узнали, что больше всего понравилось. Обязательно положительно оценивается деятельность каждого ребенка.

Занятие 6.

Цели:. Учить выполнять простейший звуковой анализ.
Продолжать развивать слуховое внимание, речевой слух, пространственную ориентацию.
Оборудование:  предметные картинки на разные звуки, в том числе и звук т; картинки со страницы 42, 47 (Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников Н.В.Нищева) на каждого ребенка, карандаши синего и красного цветов, кружки красного и синего цветов.

Ход
1.    Орг.момент. Педагог просит из разложенных на столе картинок выбрать только те которые начинаются на звук т. Сесть на свои места. Все вместе проверяем правильность, акцентируя звук т
2.    Подводим итог, ребята,
- Какой звук слышится первым в словах «Таня, там, торт, тумба, тайна, тачка, туфли, тайна? (Звук т)
-Что вы знаете об этом звуке7 (Согласный)
-Подберите слова, которые начинаются с этого звука. (Топор, толстый, труба, танк, табурет)
-Рассмотрите картинки с. 47, найдите, в каких словах есть звук т .Обведите эти картинки желтым карандашом.
-В схемах под картинками, которые вы обвели, раскрасьте кружок, который обозначает первый звук. Какой карандаш вам понадобится? Почему?(Синий, потому что звук т –согласный.
3. Предложите ребенку рассмотреть картинки на стр 42. Попросите его произнести их названия(дом, сом, гном). Потом педагог произносит акцентируя внимание на конечном согласном звуке. Задайте детям вопросы и предложите задания:
- Какой звук слышится в конце слов (дом, сом, гном) (Звук м)
- Как вы думаете, это гласный звук или согласный, почему? (Это согласный звук. Есть преграда. Губы. Его нельзя петь).
Раскрасьте кружочек в схеме. Какой карандаш вы возьмете?(синий)

4.Физминутка по лексической теме недели   или
Игра «Далеко-близко, высоко-низко».

Педагог называет детям действия, явления,  дети определяются в    пространстве и отвечают соответственно вопросу далеко-близко, высоко-низко.(можно показывать руками)

Пароход плывет(далеко), дети занимаются(близко), трава растет(низко), Самолет летит (высоко) и т.д.
5. Рассмотрите картинку с 52.
-Скажите детям: « Мальчик погоняет лошадку: «Но»! Попросите детей повторить это слияние звуков. И ответить на вопросы:
-Что произносит мальчик?(Но!)
-Сколько звуков он произносит? (Два)
- Какой первый? (н)
-Какой второй? (о)
-Что вы знаете о звуке Н? (согласный)
-Каким кружком вы его обозначите? (синим)
-Что вы знаете о звуке О? (гласный)
-Каким кружком вы его обозначите (красным)
-Выложите схему слова?

6. Итог. Оценка работы детей. Педагог предлагает детям убрать кружочки в контейнер, вспомнить, чем сегодня занимались на занятии, что нового узнали, что больше всего понравилось. Обязательно положительно оценивается деятельность каждого ребенка.

Использованная литература

1. Курицына Э.М., Тараева Л.А. «Большая книга знаний по развитию речи»
2. Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. – СПб. 6 ООО «Издательство «Детство Пресс», 2016. – 64 с.
3. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. – СПб. : ООО «Издательство «Детство Пресс», 2015. – 256с.
4. Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения \Ил. Т.Ляхович.-М.:Изд-во Эксмо, 2005.- 224с.
5. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у     детей: Методическое пособие. – М.: - ТЦ Сфера, 2007.