Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Органы чувств

Опубликовано 25.08.2016

Конспект Образовательной деятельности по познавательному развитию со здоровьесберегающими  технологиями в старшей группе.

ЦЕЛЬ: Способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни.

Задачи:
-Познакомить детей с мозгом, его удивительным свойствам – памятью. Закрепить знания об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеют слух , зрение , вкус, обоняние  и осязание  в познании мира.
-Развивать способность к эмоциональному проживанию познавательного материала, развитию уверенности в себе.
-Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
-Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.
Методы и приёмы:
-Наглядные (показ, наблюдение, демонстрация).
-Словесные (художественное слово, беседа, вопросном – ответный).
-Игровые  (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент).
-Практические( упражнения, опыты, экспериментирование.)
Педагогические технологии: проектирование, исследовательские, игровые.
Здоровье сберегающие технологии: пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Средства обучения: Демонстрационный материал (картинки с изображением мозга, носа, уха, глаза, рук, рта), ИКТ, баночки с продуктами.
Предварительная работа:
-Чтение и рассматривание книг « Азбука здоровья», « Уроки Айболита», « Уроки Мойдодыра». Чтение книг Г. Остера « Вредные советы».
-Д\И. « Угадай , кто позвал», « Определи на вкус», « Твёрдый- мягкий».
-Разучивание стихотворения об уходе за органами слуха.
-Отгадывание загадок  на заданную тему.
Ход.
Дети входят в зал, их встречает воспитатель, одетый в белый халат.
- Добрый день, ребята! Сегодня я превратилась из воспитателя в доктора, что бы мы с вами отправились в путешествие по органам чувств нашего организма.
Вы согласны отправиться со мной? (ответы детей)
Тогда приготовились и в путь. (звучит музыка)
Воспит. Хочу спросить у вас, дети, кто такой командир? Какого человека можно так назвать? А знаете ли вы, что в каждом из нас живёт такой « командир»?.
- Кто из вас знает, как его зовут? Это головной мозг – самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (дети показывают где у них находится мозг).
- Правильно, мозг надёжно спрятан в черепной коробке. Человеческий мозг сложен по строению, но самая главная часть – это кора мозга. На что она похожа? Что напоминает? (показывает детям половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить её с картинкой головного мозга. На проектор выводится слайд № 1 (мозг).
- Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины разные.
- А знаете, какой удивительный секрет у нашего головного мозга? Хотите я вам его открою? У нашего « командира» - мозга, есть память. Он может запомнить на долгие-долгие  годы множество звуков, картин, запахов и никогда не забывать.
А какие органы нашего организма помогают нам распознать запах, цвет, звук?
- Правильно, это глаза, уши, нос, руки, язык. Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.
Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать её.
Кто что вкусное принёс –
Всё учует детский…(нос).
Слайд № 2 (нос).
Нос- это орган чувств. Свойства человеческого носа ощущать запахи и называется это обонянием. А зачем человеку обоняние? (с его помощью мы распознаём запахи).
Проведём эксперимент, проверим, сможете ли вы определить по запаху, что находится в этих баночках.
 игра « Узнай по запаху». (апельсин, лук, шоколад)
Молодцы, запахи бывают разные: сильные, слабые, приятные и резкие.
А может ли запах предупредить человека об опасности? (может: испорченные продукты, их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите.)
Что бы нос различал запахи необходимо делать упражнение:
Глубоко вдохнём мы воздух
Ртом мы выдохнем его
Раз – вдох, два - выдох,
Крылья носа мы погладим
Сверху, снизу разотрём
 И ещё разок вдохнём.

А как ещё можно определить, что за продукт, не видя его? ( на вкус).
Всегда во рту
А не проглотишь (язык). Слайд № 3 ( язык).
Следующий орган чувств – это язык. С помощью языка мы различаем вкус пищи. Поверхность языка имеет участки,  которые воспринимают определённый вкус (сладкий, горький, солёный).
Скажите, а что нельзя пробовать на вкус? (лекарства, незнакомые ягоды, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты).
 Ну а мы с вами поиграем в игру «Угадай на вкус» (дети пробуют продукты на вкус и определяют сто это.)
А теперь  потренируем наш язычок.
Ротик шире открывай
 Язычок вперёд давай
Влево - вправо, тик и так
Время точно на часах.
Шире рот мы открываем
Язык вправо направляем
Ещё шире открываем
Язык влево направляем
Влево - вправо, влево – вправо
Язычок и так  и сяк
Это часики висят.

Отгадайте ещё одну загадку.
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются. (глаза).
Глаза, это один из ценнейших органов чувств человека, и эта способность называется зрением. Зачем человеку глаза? (что бы видеть красоту окружающего мира) правильно, через глаза мы получаем информацию об окружающем мире. Но что бы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила об охране зрения?
1 нельзя тереть глаза грязными руками.
2  Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть на компьютере.
3 нужно оберегать глаза от попадания едких  и опасных жидкостей.
4 нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
5 нужно тренировать глаза, делать упражнения.
Давайте мы сейчас с вами немного потренируем наши глазки.
Гимнастика для глаз « Белка».
Белка дятла поджидала (резко перемещаем глаза вправо- влево)
Гостя вкусно угощала:
- ну-ка , дятел, посмотри( перемещение взгляда вверх- вниз)
Вот орехи: раз, два, три!
Пообедал дятел с белкой (помигать глазами)
И пошёл играть в горелки (закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами).

 А сейчас слушайте внимательно загадку
Саша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Саше …(ушки)
Слайд № 4 (уши)
Слух для человека – это большая ценность. Что бы было, если бы мы не могли слышать? Мы бы не понимали друг друга, не слышали бы пение птиц, шелест деревьев…). Чтобы уши не болели, а слух был хорошим нужно соблюдать правила. Как вы думаете, какие? (не ковырять в ушах, защищать их от сильного ветра, не слушать громкую музыку)
А ещё Матвей знает стихотворение.
Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или пореже?
 Отвечает доктор гневно:
-Еже, еже. Ежедневно!!!
(Э . Машковская).

А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.
Проводится игра» Узнай по голосу».
Все встают в круг, водящий ребёнок в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Ты стоишь в кругу,
Мы зовём тебя: « Ау!».
Глаза закрывай
Кто позвал тебя, узнай!

А теперь мы сделаем с вами зарядку для ушей.
Мы ладошки разотрём
Смело ушки мы потрём
Сверху вниз мы их пощиплем
Пальчиками разомнём
Снизу вверх опять пройдём.

Вот мы вами уже узнали, что у нас есть какие органы чувств? ( нос, уши, глаза)
Осталась вам разгадать ещё одну загадку.
Твои помощники,  взгляни,
 Десяток дружных братьев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся.   (пальцы).
Слайд № 5 (пальцы).
Этот орган чувств называется осязание- это свойство кожи человека. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Поэтому когда мы ласкаем кошку, нам приятно её гладить  и ощущать тепло кожи руки. Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью разных предметов.
(Проводится игра «Волшебный мешочек»).
Кожа защищает наш организм, поэтому её надо беречь. Как вы думаете, что вредно для кожи? (царапины, ушибы, ожоги, обморожение).
Что полезно? (вода, мыло, мочалка, крем).
Чтобы наши руки не уставали, а пальцы не теряли чувствительность, сделаем зарядку для пальцев.
На моей руке 5 пальцев,
5 хватальцев, 5 держальцев.
Чтобы строить, чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
1, 2, 3 ,4, 5.

Молодцы ребята, вы попутешествовали  по всем органам чувств, а теперь я вас хочу проверить,  как вы всё запомнили. У вас на столе лежат карточки с изображение органов чувств. Обведите кружком орган слуха - овалом, квадратом- осязание ,прямоугольником- обоняние, треугольником- вкус.
Подведение итогов:
- ребята вам понравилось?  
- а что больше всего запомнилось?
-а что понравилось больше всего делать?