Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Обучающее ЛЕГО

Опубликовано 16.05.2022

Методическая разработка. Развивающие игры - «Обучающее ЛЕГО» для старших дошкольников по обучению грамоте.

Цель: увеличить  эффективность использования игрового материала по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

см. Фото

Задачи:
- закреплять знания детей о строении предложения: уметь называть слова с указанием последовательности, строить схемы предложений
- совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове
- закреплять умение находить первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки

Грамота -  довольно сложный предмет для дошкольника. Дети очень трудно усваивают абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия, которые нельзя увидеть, потрогать, почувствовать. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама  по себе, педагог должен открыть для ребенка мир игры, заинтересовать его.

Я заметила, что дети очень любят играть с конструктором «ЛЕГО». Тогда у меня возникла идея использовать конструктор как игровой материал для обучения грамоте. Так появился комплекс развивающих игр «Обучающее ЛЕГО». Эти игры можно использовать как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы в режимных моментах.

1.    Дидактическая игра «Построй предложение»

Используется  для закрепления знания детей  строения предложения и умения составлять схему предложения.

Задачи:
-научить придумывать предложения с опорой на картинку
-закреплять умение составлять схему предложения
-совершенствовать умение анализировать предложение
-сформировать представление о предлоге, как отдельном маленьком слове  (задачу   употреблять слово «предлог» в активной речи детей для себя не ставила)

Материал: сюжетные картинки, конструктор «ЛЕГО» (короткие и длинные блоки)

Ход игры:

Дети по очереди придумывают предложения по картинке, строят схему этого предложения с помощью блоков конструктора, используя короткие блоки для обозначения маленьких слов – предлогов. Затем анализируется предложение. Кто быстрее и правильно построит предложение, тот получает фишку. В конце игры определятся победитель.

2.    Дидактическая игра «Собери слово»

Игра способствует закреплению знания образов букв, буквенный состав, дифференциации гласных, согласных твердых и мягких звуков.

Задачи:
- закреплять буквенный состав слога, слова
- называть из каких звуков состоит слог, слово
- совершенствовать навык звукового анализа слова

Материал: конструктор «ЛЕГО» (блоки со слогами и словами, квадратные блоки с буквами):
красные – гласные звуки;
синие – твердые согласные звуки;
зеленые – мягкие согласные звуки.
Можно с помощью букв собирать слоги, слова.  

Ход игры:

Ребенок берет блок со словом, и на него прикрепляет буквы так, чтобы собрать точно такое же слово, выполняя звуковой анализ (выбирает блок конструктора по цвету, соответствующий данному звуку).

3.    Дидактическая игра «Составь слово по первым буквам»

Материал дается в игровой форме (например: предложить помочь Буратино расшифровать слово на блоке ЛЕГО)
Основной целью данной игры является закрепление навыков звукового анализа, обучение  к чтению.

Игра помогает решать следующие задачи:
- закреплять буквенный состав слова
- упражнять выделять первый звук в слове, дифференциация гласных, согласных звуков
- учить подбирать звук к букве
- развивать мыслительные операции, подготавливать детей к чтению

Материал: конструктор «Лего» с предметными картинками и буквами

Ход игры:
Первый вариант:

Рассмотреть картинки на блоке и назвать четко предметы. Назвать первое слово, выделяя первый звук в слове. После определения звука найти такую букву и поставить ее над первой картинкой. Затем проделать такую же работу с остальными картинками.  Теперь нужно прочитать и отгадать слово из трех букв.

После того как ребенок с легкостью угадывает слова из трех букв, можно уже усложнять задание.

Второй вариант:
Предложить обозначить звуки в угаданных словах блоками конструктора:
красным – гласные звуки;
синим – твердые согласные звуки;
зеленым – мягкие согласные звуки.

4.    Дидактическая игра «Найди братца»

Игра помогает решить следующие задачи:
- упражнять выделять первый звук в слове, дифференциация гласных, согласных звуков
- закреплять умение различать твердые и мягкие согласные звуки
Материал: конструктор «Лего» с предметными картинками

Ход игры:

Воспитатель выставляет блоки с предметными картинками в один ряд. Дети должны выставить второй ряд. Во втором ряду должны быть блоки с картинками такими, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. Например: Бабочка –[б]. Поставлю белку – первый звук в этом слове  [б`];   [б] и [б`] – братцы.

5.    Дидактическая игра «Мост»

Используется для закрепления правил написания гласных букв после  твердых и мягких согласных звуков, навыков чтения звукосочетаний
Материал: мост из конструктора с гласными буквами.

Ход игры:

Ребята, этот мост соединяет два города: Твердоград и Мягкоград. В этих городах живут согласные буквы. Они ходят через мост друг к другу в гости. На мосту согласные встречают гласные буквы и с ними здороваются. На синей стороне моста, согласные встречают гласные буквы и здороваются с ними твердо, а на зеленой стороне моста согласные встречают гласные буквы и здороваются с ними мягко. Вот так… А теперь вы попробуйте.

Второй вариант:

Предложить назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с  этого слога. (БА - бабочка, БО - бочка)

Когда дети стали легко выполнять эти игровые задания, я стала использовать этот комплекс игр для викторины - «Всезнайка».

Включая в работу по подготовке к обучению грамоте детей элементы игры с ЛЕГО, образовательный процесс становится более насыщенным, интересным, разнообразным.