Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Расстройства аутистического спектра

Опубликовано 18.03.2019

Расстройства аутистического спектра (аутизм) – что это такое? Аутизм:
— это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие (Тэмпл Грэндин).

— во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов; в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций. ... особый, чрезвычайно характерный тип психического дизонтогенеза. В основе его лежат тяжелейшая дефицитарность аффективного тонуса, препятствующая формированию активных и дифференцированных контактов со средой, выраженное снижение порога аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояние тревоги, страха перед окружающим (В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг).

- аутизм «отнесен к разряду неспецифических нарушений развития, характеризуемых ранним (до 30 месяцев) появлением неконтактности, нарушением речевого развития с эхолалией, причудливым поведением в виде неприятия изменений окружающего, либо неадекватной привязанности к неодушевленным предметам при отсутствии бреда и галлюцинаций» (DSM-III-R)

Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан американским клиницистом Лео Каннером (1943, ранний детский аутизм, рда), сходные расстройства у старших детей описал австрийский ученый Ганс Аспергер (1944, синдром Аспергера) и советский ученый Самуил Мнухин (1947), который выдвинул концепцию органического, т.е. обусловленного органическим поражением центральной нервной системы, происхождения РДА.

Аутизм (или РАС, расстройства аутистического спектра) — это нарушение психического развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием нарушения функционирования мозга. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью — от многократного повторения элементарных движений (потряхивание руками или подпрыгивание) до сложных ритуалов и нередко агрессией, самоповреждением, криками, и пр.

Существуют различные виды аутизма: ранний детский аутизм (синдром Каннера), синдром Аспергера (высокоинтеллектуальный аутизм), атипичный детский аутизм, синдром Ретта (аутистичекий вариант), другое дезинтегративное расстройство детского возраста, гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью  и двигательными стереотипиями. Все эти диагнозы относятся к единой группе расстройств и основываются на наличии трёх основных качественных нарушениях: 

- недостаток социального взаимодействия,
- недостаток  взаимной коммуникации,
- наличие стереотипных форм поведения

Если в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 тысяч детского населения, то в 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма. По данным ВОЗ, в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. За 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. В ряде стран были проведены исследования по выявлению распространенности детского аутизма. Установлено, что данный синдром (ранний детский аутизм) встречается примерно в 3-6 случаях на 100 тысяч детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Последнее, более тщательное исследование среди детей в возрасте от 3 до 17 лет в США, показало уровень распространения аутизма около 2% (1 ребенок из 68).

Современные исследователи подчеркивают, что детский аутизм развивается на основе явной недостаточности нервной системы, и уточняют, что нарушения коммуникации и трудности социализации проявляются вне связи с уровнем интеллектуального развития, т. е. как при низких, так и при высоких его показателях. В настоящее время установлено, что аутичный ребенок может родиться в любой семье.

Раннее развитие таких детей может укладываться в параметры нормы, но оно необычно с самого их рождения. После первого года жизни это становится особенно явным: трудно организовать взаимодействие, привлечь внимание ребенка, заметна задержка его речевого развития. Самый тяжелый период, отягощенный максимумом поведенческих проблем - самоизоляцией, чрезмерной стереотипностью поведения, страхами, агрессией и самоагрессией, - отмечается с 3 до 5-6 лет. Затем аффективные трудности могут постепенно сглаживаться, ребенок может больше тянуться к людям, но на первый план выступает задержка психического развития, дезориентированность, непонимание ситуации, неловкость, негибкость, социальная наивность. С возрастом неприспособленность в быту, несоциализированность становятся все более явными.

В результате в современных клинических классификациях детский аутизм включен в группу первазивных, т. е. всепроникающих расстройств, проявляющихся в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи, мышления.

В настоящее время становится все более понятным, что детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социализации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь, поддержка должны сопровождать человека с аутизмом всю жизнь.

Согласно современным представлениям, аутичный ребенок все-таки скорее не может, чем не хочет общаться. Опыт работы показывает также, что ему трудно взаимодействовать не только с людьми, но и со средой в целом. Именно об этом говорят множественные и разнообразные проблемы аутичных детей: у них нарушено пищевое поведение, ослаблены реакции самосохранения, практически отсутствует исследовательская активность. Налицо тотальная дезадаптация в отношениях с миром.

В последнее время все чаще подчеркивается, что вокруг "чистого" клинического синдрома группируются множественные случаи сходных нарушений в развитии коммуникации и социальной адаптации. Не совсем точно укладываясь в картину клинического синдрома детского аутизма, они, тем не менее, требуют аналогичного коррекционного подхода.

Организации помощи всем таким детям должно предшествовать их выявление с помощью единого образовательного диагноза, позволяющего отличить детей, нуждающихся в специфическом педагогическом воздействии. Частота нарушений такого рода, определяемая методами педагогической диагностики, по мнению многих авторов, возрастает до внушительной цифры: ими обладают в среднем 15-20 из 10000 детей. Российская статистика о количестве детей с аутизмом отсутствует. К сожалению, на сегодняшний день в России не развита система помощи таким детям – существуют лишь отдельные центры, которые, безусловно, не справляются с ростом аутизма.

Для организации эффективного коррекционного воздействия, на одного ребенка с аутизмом требуется около 30-70 тысяч рублей в месяц. До 80% детей с аутизмом — инвалиды.

В ноябре 2007 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма. В течение всего месяца мировое сообщество обращает внимание на страдающих аутизмом людях, а также на вытекающих из этого заболевания проблемах, связанных с расстройством развития.