Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе «Насекомые». Возраст воспитанников: средний. Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, речевая, игровая, двигательная. Цель: Способствовать развитию у детей знаний о природном мире.
Задачи:
• Способствовать развитию у детей умения выделять общие признаки насекомых, формированию знания о том, как насекомые защищаются от врагов.
• Способствовать воспитанию любознательности.
Необходимые материалы: письмо с загадками и приглашениями для насекомых, картинки насекомых, макет насекомых, обручи и бабочки из бумаги.
1 этап: способствуем формированию детей внутренней мотивации к деятельности
|
|
Содержание |
Обратная связь на высказывание |
Организационный момент: (незаметно вношу в группу яркий конверт) Колокольчик позвени, всех ребят в круг пригласи. Все на месте, все ли тут? Всех собрал наш дружный круг? Повернулись, оглянулись И друг, другу улыбнулись. Вижу настроение хорошее.
Ребята, вы не заметили в группе что-то необычное? Интересно от кого? Как узнать?
Так, читаю: ребятам средней группы от Комара Комаровича. Что же он пишет?!
«Мухе-цокотухе завтра день рождения, Целый день хлопочет, готовит угощенье. Приглашенья раздала- Но, увы, не всем, беда! Что же делать, как же быть, Как друзей всех пригласить!»
А вот и приглашения на день рождения. Что с ними будем делать, ведь муха-цокотуха готовит угощенье?
|
Интересное предложение - надо подумать! Необычно! Согласна. Сказано здорово - просто и ясно!
Любопытно! Интересно!
Здорово! Хорошая идея! Мне нравится ваше предложение!
Хорошее предложение! Отлично! Согласна! Возможно. Я тоже так считаю.
|
|
|
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
|
|
А кого нужно пригласить, мы узнаем, отгадав загадки: Она легка, красива, Изящна, легкокрыла, Сама похожа на цветок И любит пить цветочный сок. (Бабочка)
Всех жучков она милей, Спинка алая на ней. А на ней кружочки, Черненькие точки. (Божья коровка)
А в траве зеленой тихо Скачет по травинкам лихо Весь в зеленом человечек Шустрый маленький … кузнечик.
(выставляю картинки отгадки) |
Замечательно!
Молодцы!
Какие вы внимательные и сообразительные! |
Как назвать одним словом всех, кто изображен на этих картинках.
Насекомые такие разные: и бабочка, и кузнечик, и божья коровка. Интересно, есть ли у них что-то общее?
А где живут насекомые?
Ребята, я знаю одну волшебную лесную полянку, на которой много цветов и насекомых. Там и живут друзья мухи-цокотухи. |
Я тебя услышала. Необычно. Молодец! Это как раз то, что я хотела услышать!
Может быть. Я тебя услышала. Отлично! Превосходно!
Любопытно! Отлично! Согласна!
|
3 этап: способствуем реализации детского замысла
|
|
Ребята, поспешим в гости к маленьким жителям лесной полянки: Мы шагаем друг за другом, лесом и волшебным кругом. Мы шагаем не скучаем, все преграды преодолеваем. (шагают) Преодолеваем кочки, (прыгают с кочки на кочку) Корявые пенечки (идут, высоко поднимая колени) Все преграды мы прошли и на поляну пришли. |
|
Посмотрите, какая яркая, цветочная поляна! Сколько пенечков, давайте присядем, чтобы не напугать насекомых. Ребята, напомните, каких насекомых нам нужно встретить?
Какая тишина! Вот это да! А где все насекомые?
А от кого насекомые прячутся, улетают?
Птицы очень любят полакомиться насекомыми. Насекомые от птиц убежать не могут, поэтому они приспособились к защите от врагов.
|
Любопытно. Работать с тобой просто радость! Спасибо, что напомнили.
Любопытно. Возможно. Интересно! Я согласна!
Если не отвечают – спрятались, улетели т.д: Как вы думаете, есть ли у насекомых враги? Кто? Может быть. Замечательно! Отлично!
|
А как кузнечик спасается от врагов?
Кузнечик мастерски прячется, давайте попробуем его найти. Может под деревом сидит? А на цветочке? На пенечке? А где? Без вашей помощи, я не справлюсь! (приглашаю ребенка)
Нашелся - вот он! Ребята, как кузнечику удалось так хорошо спрятаться?
Когда рядом опасность, спрячется в траве и сидит тихо-тихо и даже не стрекочет (демонстрирую на макете). |
Возможно! Любопытно! Молодец!
Интересно. Удивительно.
Ты на верном пути! Если затрудняются: Какого цвета кузнечик? В каком месте кузнечик незаметен? Может быть. И так возможно. Вы меня радуете своими ответами!
|
А вот прилетела и бабочка-красавица. Какая она?
Ребята, бабочки тоже мастерицы прятаться. Только эта бабочка совсем недавно появилась на свет и не знает: где лучше спрятаться от птиц. Ребята давайте посоветуем ей и даже покажем, как нужно прятаться. Подвижная игра «Бабочки» Ребята, если бы вы были бабочками, то смогли бы спрятаться от птицы? Тогда я предлагаю вам стать бабочками! А я буду птицей! Посмотрим насколько вы мастера прятаться. Выбирайте, какой бабочкой вы хотите быть. Разноцветные обручи - это цветы. Красные бабочки, на каком цветке вы спрячетесь? Почему?
А синие? А зеленые? Желтые? Каждый ребенок выбирает, из предложенных по цвету, бабочку. На полу лежат разного цвета обручи- «цветы». «Бабочки» летают. При появлении птицы, бабочки прячутся на соответствующем ей «цветке». |
Прекрасно! Ты просто чудо! Замечательно! Молодец!
Это интересно! Классно!
Молодцы! Здорово! Ты просто чудо! Если не ответят: На каком цветке красная бабочка будет незаметна? Превосходно! Прекрасно! Отлично! |
А вот жук-коровка! Не бойся, птицы тебя не тронут! Посмотрите, какая божья коровка?
Ребята, жуки- коровки очень горькие на вкус. Они такие яркие – красные с черными точками; как будто предупреждают птиц: «Не ешьте нас, мы горькие». Вот птицы и остерегаются их клевать. А некоторые жуки-коровки выделяют жидкость, которая имеет неприятный запах. Их тоже не едят птицы. А если человек возьмет жука-коровку в руки, то жук притвориться неживым: не шевелится, поджимает ножки и усики. |
Может быть. Верно. Превосходно! Согласна.
|
Вот всех мы и нашли: кузнечика, бабочку, жука-коровку. Что будем делать? (раздаем приглашения) |
Замечательно! Отлично! Если затрудняются: а зачем мы пришли на полянку? |
Погода испортилась, набежала туча. Видно, будет дождик. А вот и первая капля, вторая, третья. (Дети ударяют большим пальцем правой руки по левой ладошке - одна, указательным и большим - две и т.д.) Насекомые улетели. И нам пора возвращаться: Три раза топни, три раза хлопни, повернись, снова в группе очутись! |
|
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
|
|
Ребята, кому мы вручили приглашения? |
Отлично! Хорошо! Согласна! |
Что самое интересное вы узнали о том, как защищаются насекомые от врагов? |
Очень приятно, что вы запомнили. Я тоже так считаю. Ты чудо! Какие вы внимательные! Здорово! |
Кому и что расскажете о нашем путешествии? |
Я рада за тебя! Превосходно! Вы сегодня много сделали. Я горжусь вами! |