В настоящее время значительно выросла доля с общим недоразвитием речи. А это значит отсутствие сформированной фразы, и как следствие получаем слабо развитую связную речь.
Основной причиной, на мой взгляд, является изменение основ общения в современном мире. Появление телевидения, компьютеров и мобильных телефонов привели к изменению восприятия информации. Живая речь остается невостребованной.
Для формирования высказывания мы используем различные приемы: использование схем при составлении описательных рассказов, опорных карточек, мнемотехники и др.
Но кроме перечисленных, хотелось бы поделиться опытом работы с фразовыми карточками, которые помогают выстроить предложение.
Фразовые карточки – это предложения, которые состоят из картинок с персонажами, предметами, символами, обозначающие действия и схемы предлогов.
Ценность этого пособия в том, что дети не только сами «читают» предложения, где каждое слово представлено картинкой (символом), а также конструируют свои предложения, создавая свои фразовые карточки, свою игру:
1. дети поочередно «читают» предложения, определяют количество слов, последовательность слов
2. находят ошибку в предложении (что не так?)
Дети с удовольствием вовлекаются в деятельность по конструированию предложений, что способствует развитию мышления и воображения.
Вот такие карточки фраз получились у ребят: